Our Holy Father, St. Gregory
Palamas Commemorated November 14/27, and on the Second
Sunday of Great Lent
Icon of St. Gregory Palamas
St.
Gregory Palamas, one of the pillars of Orthodoxy, was
born in 1296, probably to a noble Anatolian family in
Constantinople. He and his brother went to Mount Athos
in around 1318, and lived in Vatopedi and Esphigmenou
Monasteries. Gregory also successfully persuaded his
widowed mother, brothers and sisters to become take up
the monastic life. With the encroachment of the Turks,
he was forced to flee to Thessalonica, being ordained a
pr
... Читать дальше »
Приуготовив верующих к подвигам поста и
покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг.
Богослужения Великого поста, как и богослужения
подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к
посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и
плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний
образ совершения великопостных богослужений: в
седмичные дни Великого поста, исключая субботы и
воскресенья, Церковь не совершает полной литургии,
этого самого торжественного и праздничного
христианского богослужения. Вместо полной литургии по
средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных
Даров. Состав других церковных служб изменяется
сообразно с временем. В седмичные дни почти
прекращается пение, предпочитается чтение из
ветхозаветных писаний, особенно Псалти
... Читать дальше »
Возлюбленные братия! Святая Церковь, эта чадолюбивая мать
верующих, родившая их во спасение и принимающая на себя
все заботы, чтоб чада ее не лишились своего наследия
– Неба, приготовляя их к успешному совершению
наступающего подвига святой Четыредесятницы, постановила
сегодня читать на Божественной Литургии притчу Господа
нашего Иисуса Христа о блудном сыне.
В
чем заключается подвиг святой Четыредесятницы? Это
– подвиг покаяния. В настоящие дни мы стоим пред
временем, преимущественно посвященном покаянию, как бы
пред вратами его, и воспеваем исполненную умиления
песнь: покаяния отверзи нам двери,
Жизнодавче! Что наиболее обнаруживает ныне
слышанная нами во Евангелии притча Господа нашего? Она
обнаруживает н
... Читать дальше »
Какую умилительную картину представляет
нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий
на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его
– Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица;
невдали – Анна Пророчица
восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи
всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они
вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую
души их. Можете судить, как велико было блаженство сих
душ!..
Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только
представлению сего блаженства, а к действительному его
вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе
Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот,
когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство
не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении
Господнем. Те были блаженны – видевше; мы же будем
блаженны – не видевше, но веровавше. Приложите
внимание. Я коротко укажу вам, как сего достигнуть.
– Вот что сделайте и делайте.
В праздник Сретения Господня Церковь
воспоминает важное событие в земной жизни Господа
Иисуса Христа (см.: Лк.
2: 22–40). В сороковой день по рождении
Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм –
центр религиозной жизни богоизбранного народа. По
закону Моисееву (см.: Лев.
12), женщине, родившей младенца мужского пола, в
продолжение 40 дней было запрещено входить в храм
Божий. После этого срока мать приходила
... Читать дальше »
Дорогие собратья архипастыри, всечестные отцы-пресвитеры, боголюбивые
диаконы, благочестивые иноки и инокини, братья и сестры!
В светлый и мироспасительный праздник Воскресения Господня сердечно рад
приветствовать вас вдохновенными и неизменно великими словами пасхального
благовестия:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В эту светозарную ночь мы пребываем в жизнеутверждающем всео
... Читать дальше »
В храме Гроба Господня в Иерусалиме на
глазах тысяч верующих сошел Благодатный
огонь. Патриарх Иерусалимский Феофил III вынес лампадку с огнем
из Кувуклии (часовенки) над Гробом Господним. По
словам Патриарха, "церемония представляет первую благую весть о
воскресении Господа нашего Иисуса Христа, и этот опыт аналогичен тому,
что человек испытывает, получая Святое Причастие".
В ожидании огня паломники молились на
разных языках, исповедовались, били в барабаны, выкрикивали речевки и
устраивали потасовки. Храм Гроба Господня вмещает до 7 тысяч человек,
все остальные паломники разместились на улицах. Специально для них
повесили большие экраны, на которых велась прямая трансля
... Читать дальше »
Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос
уснув воскреснет тридевен. Заключительная
строка кондака и икоса
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает
телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.
Снятие с креста. Мозаика храма
Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Сняв
с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю
иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа
в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся
недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой
камень. При погребении Иисуса Христа находилась М
... Читать дальше »
Воспоминание святых спасительных страстей Господа
нашего Иисуса Христа
Отче! прости им, ибо не знают, что
делают. Лк. 23, 34
В Великий пяток
совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные
страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им
претерпленные.
Совершая в Великую пятницу «последование святых и
спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная
Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира
ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и
осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27,
1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату –
Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Госпо
... Читать дальше »