Какую умилительную картину представляет
нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий
на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его
– Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица;
невдали – Анна Пророчица
восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи
всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они
вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую
души их. Можете судить, как велико было блаженство сих
душ!..
Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только
представлению сего блаженства, а к действительному его
вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе
Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот,
когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство
не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении
Господнем. Те были блаженны – видевше; мы же будем
блаженны – не видевше, но веровавше. Приложите
внимание. Я коротко укажу вам, как сего достигнуть.
– Вот что сделайте и делайте.
1. Прежде всего покайтесь. Помните, что в духовной жизни
без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал,
начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя
строить дома и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на
нем, ни садить, так без покаяния ничего нельзя
предпринимать в духовных наших исканиях, что б вы ни
сделали без него, все – всуе. Так, прежде всего
покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь
на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора
и всего тела на путь в сретение Господу и первое
вступление на сей путь.
2. Затем, храня постоянно неизменным чувство покаяния,
устройте для себя такой род жизни и поведения, чтобы на
каждом у вас шагу или при каждом движении был как бы
преднаписываем в вашем внимании Господь и Спаситель наш.
Такой порядок сам собою устроится в вас, если: а) все, что
ни делаете, вы будете делать во славу Господа и Спасителя,
делать ради Христа. Тут разумеются не одни большие дела, а
всякое вообще действие. Ибо смотрение и слышание, молчание
и говорение, ястие и питие, сидение и хождение, труд и
покой, все вообще может быть посвящаемо Господу и
освящаемо Его именем Всесвятым. Так как минуты не бывает,
чтоб мы не были за каким-либо делом, то, устроившись так в
делах своих, вы поминутно будете сретать Господа, во славу
Его обращая все дела свои. Сие исполнить и плод от сего
получить вы можете тем удобнее, если при этом: б) в
порядок дел своих повседневных вставите чины молитвенные
– и церковные, и домашние, и вообще поставите
законом быть строгими исполнителями всякого устава Святой
Церкви до малой иоты, без суемудрий и кривотолкований, в
простоте сердца. Как содержание каждого молитвословия есть
Господь и наше к Нему обращение, то, совершая его или
участвуя в нем, вы будете сретать Господа в сочувствиях и
услаждениях своего сердца. Если затем: в) промежуток
остающегося времени вы наполните чтением Писаний о
Господе, или слушанием беседы о Нем, или своеличным
размышлением о Нем и о великом деле спасения, совершенном
Им на земле, то сами увидите, что ни внутри вас, ни вне не
останется ничего, что не носило бы напоминания о Господе,
не преднаписывало Его вниманию вашему, не изводило ваш дух
во сретение Ему.
3. Не должно, однако ж, забывать, что все сии труды и
занятия суть только приготовительные. На них одних
останавливаться не должно, а надо устремляться далее. Как
из пищи, принимаемой нами в грубом виде, выделываются
потом тонкие стихии жизненные, так из сих занятий, видимо
совершаемых, осязаемых, должны образоваться в духе
тончайшие расположения или устремления ко Господу, именно:
под трудом посвящения всех дел Господу должно качествовать
устремление всех желаний нашей души единственно к Господу;
под исполнением всех молитвословий или участием в
богослужениях должно слагаться в сердце сочувствие только
ко Господу и Господнему; под чтением и слышанием Писаний о
Господе должно лежать в основе охотное устремление
внимания ума нашего к единому Господу. Те труды суть
возделывание поля, а сии стремления – восход
посеянного; те – ствол и ветви, а сии – цвет и
плод. Когда возникнут в нас сии расположения, это будет
значить, что дух наш весь своим сознанием и своим
настроением изшел в сретение ко Господу. И как Господь
везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то взаимное
их сретение после сего устрояется само собою. С тех пор
дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то
есть начнет носить в объятиях своих сил и стремлений
Господа, Который есть полное их насыщение и
удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа,
покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред
Господом, непрестанною молитвою – предмет трудов,
желаний и исканий всех святых Божиих.
Сего блага сподобиться желаю всем вам, празднующим ныне
Сретение Господне. Если б кто, жалуясь, сказал: желателен
плод, но труд достать его слишком тяжел, тому можно
ответить так: хорошо, есть легче способ, или способ
простее сложенный. Вот он! Покайся; затем, ревнуя об
исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред
Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми
чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так
скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в
тебе, как на объятиях Симеона Праведного. Чем-нибудь еще
облегчить труд, необходимый в искании сретения Господа,
уже нет никакой возможности. Молитва Иисусова: Господи
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя – сильно и
мощно может помогать в сем труде. Но, опять, не сама по
себе, а под условием устремления всех сил нашего духа к
Господу! – Трезвитеся убо и бодрствуйте (1 Пет. 5,
8). Вышних ищите… и живот ваш сокровен да будет со
Христом в Боге (Кол. 3, 1, 3). – Тогда, соделавшись
един дух с Господем (1 Кор. 6, 17), узрите и обымете сего
Господа, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея
никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), ни в сей век, ни в
будущий. Аминь.
|