Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия)
Приуготовив верующих к подвигам поста и
покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг.
Богослужения Великого поста, как и богослужения
подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к
посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и
плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний
образ совершения великопостных богослужений: в
седмичные дни Великого поста, исключая субботы и
воскресенья, Церковь не совершает полной литургии,
этого самого торжественного и праздничного
христианского богослужения. Вместо полной литургии по
средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных
Даров. Состав других церковных служб изменяется
сообразно с временем. В седмичные дни почти
прекращается пение, предпочитается чтение из
ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все
церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина
с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и
девятый часы соединяются с вечерней для указания
времени, до которого должен простираться дневной пост.
Святая Четыредесятница и ее богослужения
начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное
воскресенье называется еще в просторечии Прощеным
воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день
бывает чин или обряд, общего прощения в храме.
Чин прощения совершается так: на солею
выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией
Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и
лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает
прощения своих грехов у причта и народа, говоря:
«Благословите мя, отцы святии и братия, и простите
мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся
дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими
чувствы». При этом он творит общий земной поклон
духовенству и народу. Все отвечают ему также земным
поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый.
Прости и нас, грешных, и благослови». Затем
настоятель берет напрестольный Крест, и все
священнослужители в порядке старшинства прикладываются к
иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный
Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с
настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к
святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и
друг у друга.
Во время обряда прощения принято петь «Покаяния
отверзи ми двери», «На реках
вавилонских» и другие покаянные песнопения. В
некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи , до
слов «и тако возопим» включительно (в
последней стихире).
|
Преподобный Ефрем Сирин |
Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в
это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения
и примиряться со всеми, в древние времена пустынники
египетские собирались в последний день сырной седмицы
для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и
благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в
напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по
окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в
продолжение Четыредесятницы и собирались снова только
уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому
древнему благочестивому обычаю, сыны Православной
Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и
посещают друг друга в сырную седмицу.
Первая седмица Великого поста отличается
особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к
благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь
на первой седмице совершает богослужения продолжительнее,
чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих
повечернях читается покаянный канон святого Андрея
Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по
множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и
по количеству содержащихся в нем тропарей – около
250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на первой
седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу
дней.
В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько
тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522),
пришедшей из глубокого духовного падения к высокому
благочестию.
Великий канон завершается тропарями в честь его творца
– святого Андрея Критского.
В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или
часов священник в епитрахили читает прихожанам
«Молитвы в начале поста Святыя
Четыредесятницы», положенные в Требнике.
|
Феодор Тирон |
В субботу первой седмицы
Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной
великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306)
константинопольским христианам в 362 году, при
императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую
седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу
Константинопольскому, повелел употреблять коливо
(отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением
кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение
колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой
седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной
молитве и молебном пении великомученику Феодору.
Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается
умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от
лат. passio – страдание). Он введен в церковное
употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII
в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за
вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со
второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из
чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений
Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом,
яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа
приснопамятнаго» и других – и поучения. О
пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был
впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702
году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом
Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся
воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под
разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».
Первая Неделя (воскресенье) Великого
поста называется иначе Неделей, или
торжеством, Православия. В этот день
совершается воспоминание торжества Православия,
установленного в Византии в первой половине IX века в
память окончательной победы Православной Церкви над всеми
еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над
последней из них – иконоборческой, осужденной
Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю
совершается особое богослужение, называемое чином
Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом
Константинопольским (842 – 846). Победа Православия
первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого
поста, и, таким образом, основание празднования в этот
день торжества Православия историческое.
Чин Православия состоит в основном из молебного пения и
совершается в кафедральных соборах после прочтения часов
пред литургией или после литургии на средине храма, пред
иконами Спасителя и Божией Матери.
Вторая седмица и воскресенье Великого
поста называются седмицей и Неделей светотворных постов:
Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и
кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду
с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется
пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.
|
Григорий Палама |
Православное учение о посте с особенной
силой раскрывается в воспоминании во
вторую седмицу святого Григория
Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца
(XIV в.). Святой Григорий, сам великий подвижник Афона,
известен как защитник Православия и обличитель
еретического учения Варлаама, калабрийского монаха,
отвергавшего православное учение о благодатном свете,
просвещающем внутреннего человека и иногда
открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе
и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть
этого озарения молитвой, постом и другими духовными
подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу
Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий
Палама, названный сыном Божественного света, обличил
еретиков и защитил учение о Свете Божественном,
несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на
Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие
такого озарения посредством молитвы и поста.
Церковная служба в честь святого Григория Паламы и его
Житие составлены Филофеем, патриархом Константинопольским
(XIV в.), а канон – Геннадием Схоларием (XV в.).
Третья Неделя Великого поста называется
Крестопоклонной, так как в это воскресенье
Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной
смерти Спасителя.
Значение Креста Христова для подвизающихся в посте
объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в
многоразличных образах и подобиях. Подобно
сеннолиственному дереву, дающему густую тень и
доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест
Христов посреди подвигов поста доставляет верующим
прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов,
как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к
радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест
Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды
Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая.
Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно
напоминают нам о приближающемся светлом празднике
Воскресения Христова .
Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь
смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы
Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная
Богом, и восхваляется мытарево смирение.
Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях
Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся
особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).
|
Иоанн Лествичник |
В богослужении четвертой
Недели (воскресенья) Церковь предлагает
высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI
века преподобного Иоанна Лествичника ,
с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в
своем творении «Лествица рая» изобразившего
путь постепенного восхождения человека к духовному
совершенству по лествице души, возводящей от земли к
вечно пребывающей славе. Таких степеней в
«Лествице» указано 30, по числу лет земной
жизни Спасителя до Его вступления на общественное
служение роду человеческому.
В четверг пятой седмицы на утрени читают
весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и
Житие преподобной Марии Египетской (V – VI вв.) из
бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту
совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным
ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе
Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно
совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении
на две части: одна часть читается после кафизм, вторая
– по третьей песни канона. Житие преподобной Марии
составил святой Софроний , патриарх Иерусалимский (638
– 644), а святой Андрей Критский , присланный от
патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI
Вселенский Собор (680 – 681), принес Житие святой
Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого
Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой
седмицы на утрени установлено на этом Соборе.
|
Андрей Критский и Мария Египетская |
В среду пятой седмицы на вечерне,
относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на
«Господи, воззвах», поются 24 покаянных
стихиры Великого канона – творение святого Андрея
Критского. Все стихиры имеют окончание: «Господи!
Прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия
Преждеосвященных Даров и звон бывает в
«красныя», то есть не великопостный.
Суббота пятой седмицы называется Субботой
Акафиста, а сама служба получила название
«Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на
утрени читается Акафист с греч. – неседальное
(разумеется пение) Божией Матери в память Ее заступления и
избавления Константинополя в дни поста от нашествия
иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен
в VII в. на основе еще более древних кондаков, в которых
воспеваются события Рождества Господа и Благовещения
Пречистой Богородицы .
|
Мария Египетская |
В пятое воскресенье
Великого поста Церковь воспоминает и
прославляет святую Марию Египетскую .
В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении
седмичных дней следующей седмицы – ваий раскрывается
евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить
верующих к истинному покаянию, которым достигается
Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать
немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению
и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и
питие, а праведность и воздержание со святостью и
милосердием.
В субботу шестой седмицы – ваий
Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом
Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой.
|
Воскрешение Лазаря |
Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою
Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и
всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении
умерших в день Суда Божия.
Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного
Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для
страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми
евангелистами: Мф. 21, 1 – 11; Мк. 11, 1 – 11;
Лк. 19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19. Этот
праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей
цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным
воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые
ветви, заменяемые у нас вербами.
|
Прп. Иоанн Дамаскин |
Начало праздника восходит к глубокой
древности. Первое указание на праздник – в III
веке принадлежит святому Мефодию , епископу Патарскому
(+ 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке
праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский,
совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов
IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII
– IX вв. святые Андрей Критский , Косма Маиумский
, Иоанн Дамаскин , Феодор и Иосиф Студиты, а также
император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор
Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и
ныне поет Православная Церковь.
Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к
двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни
попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы
и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней
предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам,
богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с
понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено
событию входа Господа в Иерусалим.
В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой
Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на
«Господи, воззвах» поется: «Душеполезную
совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея
просим видети, Человеколюбче».
Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от
Четыредесятницы к Страстной седмице.
|