Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос
уснув воскреснет тридевен. Заключительная
строка кондака и икоса
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает
телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.
| Снятие с креста. Мозаика храма
Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Сняв
с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю
иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа
в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся
недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой
камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария
Магдалина, мать Иакова и Иосиева.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос
предрекал о Своем воскресении, но не веря сему
предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела
Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых,
– в субботу выпросили у Пилата военную стражу,
приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27,
57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое
подтверждение.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был
в новом гробе, в котором никто прежде не был положен,
чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь
другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости
этого места, легко могли придти и быть зрителями
случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только
они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и
приставлена стража из воинов, это действительно, с их
стороны было свидетельством погребения, так как Христос
хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно,
чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются
доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было
подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если
бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась
совершенно известною, то это могло бы повредить слову о
воскресении».
| Положение во гроб. Мозаика храма
Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Все
дни превосходит святая Четыредесятница, но больше
Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и
больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая
Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все
твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в
седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его,
наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании
умного творения, совершив все (дело искупления), и в
шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего
грехом человека и обновив его живоносным крестом и
смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился,
уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово
плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр.
3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через
смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца,
Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим
избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана,
подобно душам святых, ибо она не подлежала
прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус
Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с
плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником
и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою,
преестественно же был яко Бог неописанный,
неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то
есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и
членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне
Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в
вертограде, над входом гроба полагает весьма великий
камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив
могущественнейшую силу; и в скором времени он,
неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, –
твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал
во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.
| Сошествие во ад |
На
утрени Великой Субботы, после Великого славословия,
Плащаница при пении «Святый Боже…»
выносится священнослужителями из храма на главе, при
участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание
сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и
смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она
подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того,
что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что
Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери
рая.
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина,
а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох
и яиц.
В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на
которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы
священнослужители молча переносят Плащаницу с середины
храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол,
где она остается до праздника Вознесения Господня, в
память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по
Воскресении Его из мертвых.
В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28
Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы
Великого Поста
Тропарь: Благообразный Иосиф, с
древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою
обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.
|
«Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое
Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив,
положил в новом гробе».
|
Тропарь: Егда снизшел еси к смерти,
Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистнием
Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил
еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе
Боже наш, слава Тебе.
|
«Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная,
тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад.
Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все
Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш,
слава Тебе!»
|
Тропарь: Мироносицам женам, при
гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть
прилична, Христос же истления явися чужд.
|
«Ангел, представ женам-мироносицам у гроба,
воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не
подвергся тлению».
|
Евангелие от Матфея
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели,
пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел
Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от
двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и
одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие
пришли в трепет и стали, как мертвые;
Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо
знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь –
Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где
лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что
Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его
увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они
со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам
Его.
Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус
встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив,
ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им
Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы
шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то
некоторые из стражи, войдя в город, объявили
первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со
старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали
воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью,
украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до
правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и
пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда
повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные
усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне
всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча
их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все
дни до скончания века. Аминь.
Мф. 28, 1-20
* * *
Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить
будем с Ним.
Рим. 6, 8
Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с
вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня
за Божественной Литургией во время апостольского чтения.
Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со
Христом.
Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол
употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть
для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол
говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы,
распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).
Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае,
если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда,
сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости.
А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать
добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор
Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через
отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они
наследуют мученические венцы, как и святые мученики.
Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но
мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла,
неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми.
Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем
своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и
кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не
достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить
со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить
свои страсти.
Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом,
значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом
есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего
сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно
беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь
ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности,
исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите
Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы
будем исполнять Его заповеди.
Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет
проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то
есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит:
Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви
Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша
будет совершенна (Ин. 15, 10-11).
Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем
истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения.
Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает
нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И
если мы не испытываем от святого Причастия того
блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то
только в силу того, что плохо исполняем спасительные
заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в
себе не умерщвляем.
Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею
главною заботою твердую решимость бороться со страстями до
их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть
исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще
здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью,
черпая ее из многих благодатных источников нашей
Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой
Евхаристии.
Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих
страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем
испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с
умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого
блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас
Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным.
Аминь.
Архиепископ
Серафим (Соболев)
|