С 29 по 30 апреля в Санкт-Петербурге проходит
конференция «Происхождение мира и человека: научный
и богословский взгляд», организованная
Научно-богословским центром междисциплинарных исследований
совместно с Санкт-Петербургской духовной академией. Эта
конференция является первым шагом начинающегося активного
диалога между Церковью и научным миром, цель которого
– донести друг для друга свои мировоззренческие
позиции. Руководит работой конференции протоиерей
Кирилл Копейкин, член комиссии Межсоборного
присутствия по вопросам богословия, секретарь Ученого
совета Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии,
кандидат богословия, кандидат физико-математических наук.
Для отца Кирилла диалог Церкви и науки является делом всей
жизни, он даже служит в храме
Санкт-Петербургского
государственно
... Читать дальше »
4
апреля 2010 года, в день праздника
Светлого Христова Воскресения,
Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Кирилл посетил детский дом-интернат
для умственно отсталых детей № 15
Департамента социальной защиты населения города
Москвы. В завершение визита
Святейший Патриарх Кирилл ответил
на вопросы корреспондента телеканала
«Россия 24» Ивана Семенова о
социальном служении и других аспектах
общественной деятельности Русской
Православной Церкви.
— Ваше Святейшество! Уже
вторую Пасху на посту
Предстоятеля Русской
Православной Церкви Вы
встречаете в социальном учреждении. В
прошлый раз Вы были в доме для бездомных,
сегодня Вы приехали в дом для
детей-инвалидов. Вы хотите создать
новую традицию в Русской
Церкви?
— Я как-то не думал о том, чтобы традиции
создавать, но есть и внутренняя потребность
в день Святого Воскресения посетить
людей, которые страдают, и, кроме того, у меня очень
хорошие сотрудники, которые зани
... Читать дальше »
Сегодня оцепление вокруг храма на Пасху будет означать
запрещенный проезд: скоро крестный ход, и машины должны
объезжать храм. Лет тридцать назад оцепление ставили
против верующих. Те же, кто умел его преодолевать, не
могли причаститься на ночной службе. О страхах и ликовании
Пасхальной ночи тридцатилетней давности, кексе
«Весеннем» и субботниках под Пасху вспоминают
профессора Московской духовной академии протоиерей Максим
Козлов и Алексей Константинович Светозарский.
Алексей Светозарский:
Крестный ход, 70-е годы
Чтобы войти перед началом Пасхальной
службы в храм, нужно было обмануть так называемых
дружинников – это были не дружинники, а работники
райкома комсомола. Я запомнил в один год, что у них
были о
... Читать дальше »
Расцветают языки и культуры – но проходит время, и о них знают лишь
специалисты. Возникают различные идеи, различные представления о мире, они
овладевают умами людей, принимаются как что-то несомненное и само собою
разумеющееся, затем теряют свое влияние и становятся интересны только историкам.
Есть ли у нашей цивилизации то, что остается неизменным, та ось, вокруг которой
невидимо обращается все остальное? Есть ли хоть что-то в хаотическом процессе
борьбы различных сил и идей, что стоит твердо, как скала среди бурного моря?
Наш наблюдатель скоро обнаружит некую реальность, которая проходит через все
эти века, оставаясь вполне идентичной самой себе – Церковь Христову. Это
единственный институт, который сохранился со времен античности, старейшее
дейс
... Читать дальше »
Дорогие собратья архипастыри, всечестные отцы-пресвитеры, боголюбивые
диаконы, благочестивые иноки и инокини, братья и сестры!
В светлый и мироспасительный праздник Воскресения Господня сердечно рад
приветствовать вас вдохновенными и неизменно великими словами пасхального
благовестия:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В эту светозарную ночь мы пребываем в жизнеутверждающем всео
... Читать дальше »
В храме Гроба Господня в Иерусалиме на
глазах тысяч верующих сошел Благодатный
огонь. Патриарх Иерусалимский Феофил III вынес лампадку с огнем
из Кувуклии (часовенки) над Гробом Господним. По
словам Патриарха, "церемония представляет первую благую весть о
воскресении Господа нашего Иисуса Христа, и этот опыт аналогичен тому,
что человек испытывает, получая Святое Причастие".
В ожидании огня паломники молились на
разных языках, исповедовались, били в барабаны, выкрикивали речевки и
устраивали потасовки. Храм Гроба Господня вмещает до 7 тысяч человек,
все остальные паломники разместились на улицах. Специально для них
повесили большие экраны, на которых велась прямая трансля
... Читать дальше »
Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос
уснув воскреснет тридевен. Заключительная
строка кондака и икоса
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает
телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.
Снятие с креста. Мозаика храма
Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Сняв
с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю
иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа
в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся
недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой
камень. При погребении Иисуса Христа находилась М
... Читать дальше »
Значительное количество древнейших
песнопений Триоди постной находится в последовании
святых страстей. Их вместе с тропарями часов Великого
пятка приписывают святому Софронию, патриарху
Иерусалимскому (634–644). Но в полном составе
усвоить ему эти песнопения не представляется возможным,
ибо источники содержат разные сведения по поводу
авторской атрибуции в службах Страстной седмицы. Сами
чины нощи и часов Страстной пятницы существовали
задолго до святого Софрония, равно как и после него
претерпели значительные редакции и корректуры. Обе эти
службы появились в Иерусалиме в конце IV века. В
древности между тем и другим чином существовала
неразрывная связь.
В основе последования святых страстей лежит особого рода
бдение, состоявшее из процессий по различным местам около
Иерусалима, которые в эту ночь посетил Хрис
... Читать дальше »
Воспоминание святых спасительных страстей Господа
нашего Иисуса Христа
Отче! прости им, ибо не знают, что
делают. Лк. 23, 34
В Великий пяток
совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные
страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им
претерпленные.
Совершая в Великую пятницу «последование святых и
спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная
Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира
ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и
осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27,
1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату –
Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Госпо
... Читать дальше »