4
апреля 2010 года, в день праздника
Светлого Христова Воскресения,
Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Кирилл посетил детский дом-интернат
для умственно отсталых детей № 15
Департамента социальной защиты населения города
Москвы. В завершение визита
Святейший Патриарх Кирилл ответил
на вопросы корреспондента телеканала
«Россия 24» Ивана Семенова о
социальном служении и других аспектах
общественной деятельности Русской
Православной Церкви.
— Ваше Святейшество! Уже
вторую Пасху на посту
Предстоятеля Русской
Православной Церкви Вы
встречаете в социальном учреждении. В
прошлый раз Вы были в доме для бездомных,
сегодня Вы приехали в дом для
детей-инвалидов. Вы хотите создать
новую традицию в Русской
Церкви?
— Я как-то не думал о том, чтобы традиции
создавать, но есть и внутренняя потребность
в день Святого Воскресения посетить
людей, которые страдают, и, кроме того, у меня очень
хорошие сотрудники, которые занимаются социальной
работой, — они мне помогают делать
правильный выбор. Действительно, в
прошлый раз я был среди бездомных, а сегодня посетил это
замечательное учреждение. Если Бог даст сил, буду и
в будущем это делать, но не хочу это никак
формализовать. И если кто-то будет брать пример с
того, что делает Патриарх, я буду счастлив, но
тоже не буду никого к этому призывать, потому что
здесь должно быть внутреннее движение и
желание самого человека день Христова
Воскресения разделить с теми, кто страждет.
— Но все-таки Церковь,
наверное, должна как-то призывать своих
чад разделить страдания со страждущими, принести радость
тем, у кого ее не хватает. Как будет
развиваться социальная работа Церкви под
Вашим руководством?
— Сейчас мы делаем очень большой акцент на
развитие работы. Происходят большие перемены
на общецерковном уровне, и я надеюсь, что
активизируется работа и на местах. Должен сказать,
что и сейчас делают много, очень много, но в
масштабах страны это еще не очень заметно. Мы должны
стремиться к тому, чтобы социальная работа Церкви
имела значительный удельный вес в масштабах
страны. И не для того, чтобы что-то показать, а потому,
что такова реальная потребность верующего
сердца.
Сегодня я встретился здесь с сестрами
милосердия. Молодые девушки и женщины. Какие
светлые лица! Какая радость! А работают с самыми
тяжелыми детьми — с теми детьми, у которых
практически не существует контакта с окружающим
миром. Ни скорби, ни печали, ни какого-то занудства
в общении — живые и радостные люди. Но
ведь они сюда пришли не потому, что их кто-то
заставил придти, а по велению сердца.
У верующего человека всегда есть
потребность разделять свои ресурсы с другим
человеком. Во-первых, Сам Христос нас к
этому призывает, а потом и религиозный образ жизни
формирует такой взгляд на мир. И поэтому мне
кажется, что в соответствии с задачами,
которые стоят перед Церковью, и в связи
с внутренней потребностью верующих людей
делать добро мы должны организовать
соответствующую систему. Система — это
механизм, система — это, что должно
мобилизовать, помочь организовать, найти
средства; а делать должны сами христиане.
— Ваше Святейшество,
здесь, в этом детском доме, работают не только
сестры милосердия, но и православные
добровольцы, не являющиеся профессионалами,
которые приходят просто чтобы позаниматься с этими
детьми, принести им радость. Очень мощные
христианские добровольческие организации
существуют в мире; в Русской
Православной Церкви это только
начало. Как будет развиваться это
движение?
— Когда я говорил о светлых лицах, я и
имел в виду этих добровольцев. Мы
называем их сестрами милосердия. Они проходят
специальную подготовку в Церкви. Это
верующие люди, в основном это молодые
девушки, которые посвящают свою жизнь
свершению добра. В Русской Церкви
развивается сейчас этот институт — может
быть, не так скоро, как хотелось бы. Но я надеюсь, что
опыт Москвы — а Москва в этом
отношении на первом месте во всей стране
и во всей Церкви — будет
распространен и на всю Церковь, тем более что
отца Аркадия Шатова, который возглавлял
социальную церковную службу Москвы, я
вместе с Синодом назначил возглавлять
общецерковный Отдел социального служения и
благотворительности. Поэтому я думаю, что опыт
Москвы будет сейчас активно переноситься и
в регионы.
— Ваше Святейшество,
сегодня день Пасхи — главного
православного праздника. Согласно опросам
общественного мнения, 70 % наших
соотечественников признают себя
православными. Но, по самым оптимистичным
оценкам, сегодня на службах в храмах Москвы
причащалось максимум 300, может быть 400 тысяч
человек — это 3-4 %. Вот этот
огромный разрыв — что с ним будет делать
Церковь? Как-то будет в этом направлении
вестись работа?
— Это наша главная задача. Если вы
спрашиваете человека, верующий он или
неверующий, он отвечает: «Да, я
верующий, я православный». Сама эта
констатация очень важна. Некоторые критики, в
том числе и «профессиональные критики»
Церкви…
— Вы имеете в виду моих
коллег?
— Ваших коллег, и есть некоторые, кто
называет себя учеными, но их профессионализм
заключается в том, чтобы всегда и везде
критиковать Церковь, говорить, какая она
плохая. Так вот, из этого источника можно почерпнуть
самую пугающую информацию о том, что у нас так мало
верующих: «Вы посмотрите, как немного
причащается в день Святой Пасхи».
На самом деле, это констатация факта —
действительно, причащается не так много людей. Но
другим фактом является свидетельство
людей о самих себе. И когда человек говорит,
что он верующий, а еще три-четыре года тому назад он
называл себя неверующим, то это значит, что на
уровне личности и общества происходит большой
сдвиг.
Сегодня мы становимся действительно
религиозным народом, но для того, чтобы религия стала
образом жизни людей, от времени констатации «Я
верующий» до момента реального
воцерковления — путь величиной
в жизнь. И ничего здесь быстро произойти не может.
Нужно терпеливо и кропотливо работать. Но уже
сегодня мы должны свидетельствовать о
том, что мы православная страна.
Большинство наших людей связывают себя с
православной традицией, и это великая
Божия милость.
Но я хотел сказать еще о чем-то. Я вспоминаю
Пасху — даже не в советское
время, когда Пасха была просто борьбой на
баррикадах, когда власть делала все, чтобы
сокрушить этот праздник, когда кордоны милиции и
комсомольцев окружали каждый храм и не пропускали ни
одно молодое лицо…
— А по ночам специально показывали
иностранные комедии…
— Совершенно верно. Или какой-нибудь
боевик, типа «Лимонадного Джо»
— помню, это было в годы моей юности, —
чтобы оторвать людей, особенно молодежь, от храма.
Но, кроме того, была другая тенденция на разрушение
церковной жизни — когда запускались пьяные
люди или, может быть, не очень пьяные, но их дебош и
хулиганство в храме поощрялись властями.
Затем все это сменилось на огромное количество
подвыпившей молодежи, которая шла в храм
просто поглазеть. Придя в храм, они вели
себя по-разному. Кто-то действительно был поражен
величием богослужения и оставался
и становился верующим. Ну, а кто-то
просто бузил, хулиганил, свистел, раскачивал
толпу.
Так вот, сейчас в наших храмах на Пасху
нет глазеющей публики. Вчера 5 тысяч человек
в Храме Христа Спасителя — они как пришли, так
они до конца службы и стояли. Большая
часть из них причастились. Для меня это очень важный
показатель.
Мне сейчас звонят из разных епархий, я задаю один и
тот же вопрос. Ответ везде:
практически нет глазеющих, почти нет этих
подвыпивших любопытных. Народ идет в
храм Божий. Но ведь и прошло совсем не так
много времени, и мы уже имеем эту реальность. Дай
Бог, чтобы церковная жизнь и дальше
развивалась, чтобы у нас строилось больше
храмов. Нам трагически еще не хватает
храмов, потому что невозможно вести
вдумчивую, индивидуальную работу с
людьми, когда один храм на 25-30 тысяч человек. Дай
Бог, чтобы эти балансы менялись, чтобы увеличилось
количество храмов, чтобы священники наши
становились способными на индивидуальном
уровне работать с современным человеком.
— Ваше Святейшество, это
воцерковление народа происходит все-таки
в светском государстве. Сейчас есть
такие острые моменты дискуссии Церкви и некоторой
части светского общества, например дискуссии о
судьбе ценностей и культурных сокровищ, которые
Церкви принадлежали исторически. Как сделать, чтобы
эти дискуссии не превращались в
противостояние, в конфронтацию, в
борьбу?
— Здесь, с одной стороны, у представителей
музейного сообщества есть разумная озабоченность.
В течение десятилетий хранили какие-то предметы,
ценности; проводилась большая работа по сохранению
иконописи, памятников, связанных с
православной культурой. И вот сейчас
возникает перспектива использования икон
не только музеями, но и Церковью, и у многих есть
такая действительно реальная проблема: «А что
же будет?» Но на этом поле усиленно ножками топчут
«профессиональные критики», о которых мы только
что говорили. Вот они и создают эту
неблагоприятную атмосферу, когда рассказываются
какие-то дикие истории, каковых на самом деле
никогда не было, или что-то очень сильно
гиперболизируется. Создается какое-то дикое
впечатление о том, что, во-первых,
Церкви возвращаются несметные
сокровища. Где эти сокровища? Ведь
икона — это то, что Церковь никогда не
продаст. Сейчас они находятся в кладовых,
в фондах. А если это будет передано Церкви, то
все это будет иметь свое прямое предназначение
— служить людям. И у Церкви никогда не
поднимется рука продать это, а тем более за границу.
Сейчас мы собираем средства и выкупаем наши
иконы из-за рубежа. За последнее время очень большие
деньги были собраны Церковью, и на эти деньги были
закуплены иконы, вывезенные некогда из
Советского Союза и из России. Поэтому
Церковь возвращает сокровища
в страну.
Некоторые говорят: «Не справитесь, не
сумеете сохранить». Я с одной мудрой женщиной на эту
тему разговаривал, она мне очень
правильный аргумент сформулировала: но
ведь сокровища церковные, ценности
церковные, святыни церковные передаются
не в племя тумба-юмба, которое поколет эти иконы,
бросит в костер и начнет шашлыки жарить. Не
Церковь бросала в костры иконы, а
государство бросало. И Церковь ведь
сохранила все эти иконы на протяжении столетий, а
потом они были силой взяты, и большинство было
уничтожено или продано. Поэтому говорить от
лица светского мира, что «мы сохраним, а
вы не сохраните», — это говорить
против исторической правды.
А вот что действительно нужно —
во-первых, нужно, чтобы в музеях
сохранились те экспозиции, которые есть. Ведь было
бы совершенно неправильным взять и
экспозицию Третьяковской галереи или музея Андрея
Рублева разделить и по храмам раздать эти иконы,
потому что они действительно представляют и
духовную, и художественную ценность. Они
в руках специалистов. Кроме того — очень
высококвалифицированные экскурсии. Когда
интеллигентные, чаще всего верующие люди
рассказывают об этих иконах, это тоже имеет большое
значение. Иконы в музеях тоже говорят
своим языком. Поэтому речь не идет о
разделении всех этих экспозиций.
— То есть это молчаливая миссионерская
работа, можно сказать?
— Конечно, конечно. Но почему, допустим,
чудотворный образ, который находится в
экспозиции, нельзя разместить таким образом, чтобы перед
ним молились десятки тысяч людей? Ведь нашли же
возможность Владимирскую икону Божией Матери
поместить в храм при Третьяковской галерее. И
икона ожила: люди приходят и молятся. Я, вступая на
Патриарший престол, первое, что сделал,
— пришел помолиться перед этой святыней и
города Москвы, и всея Руси.
Поэтому нужно будет искать какие-то разумные
решения. Причем Церковь если что-то берет на
хранение, то чаще всего она привлекает
спонсоров, и создаются идеальные условия для
хранения икон. Огромные средства
направляются на то, чтобы создать специальные
ковчеги, специальные хранилища для чудотворных
икон. Я думаю, что это будет и дальше происходить.
И самое главное, нам нужно работать вместе с
музейным сообществом. Я недавно посетил музей
Андрея Рублева. У нас состоялась замечательная
беседа и с директором, и с представителями музея.
Люди очень образованные, прекрасно относящиеся
к делу своему. Я думаю, что с такого рода
людьми Церковь должна сейчас активно работать,
для того чтобы, с одной стороны, иконы были не только
музейными экспозициями, но и тем, что они являют для
верующего человека, и, с другой стороны, чтобы
наши художественные ценности сохранялись как можно
тщательнее.
— Спасибо большое, Ваше
Святейшество, за это
интервью.
05 / 04 / 2010
|