Борьба Бориса со своей
совестью – одна из коллизий трагедии. Суть
драматического конфликта в том, что у Бориса есть
чувство вины, которое не может
перерасти в действенное покаяние.
Слово «покаяние» происходит от
«каяти» – «корить, укорять,
огорчать». Но греческое
μετάνοια,
переводом которого является русское
«покаяние», означает нечто другое, а именно
– «перемену ума». Покаяние
– это перемена сознания. Если Борис кается
в первом из названных нами значений
– укоряет себя, то покаяния в значении
втором – перемены сознания, изменения
себя – у него нет: он остается прежним.
Поэтому он мучения совести
испытывает, но не находит в них
освобождения.
Тем не менее, в трагедии присутствуют
несколько узловых моментов, когда для
Годунова открывается возможность
покаяния.
Одним из первых
«звонков» для Бориса
становится известие о появлении
Самозванца, о «воскрешении имени
Димитрия». Характерна реакция царя Бориса: если для
боярской верхушки (как и д
... Читать дальше »
Нельзя сказать, что трагедия А.С.
Пушкина «Борис Годунов»
обделена вниманием исследователей, но
неисчерпаемость заключенных в ней смыслов
снова и снова заставляет обратиться к
ней.
Говоря о философии власти в
пушкинской трагедии, нельзя не вспомнить прекрасные
слова митрополита Анастасия: «”Борис
Годунов” с его Пименом – это
не что иное, как яркое отображение древней
святой Руси; от нее, от ее древних
летописцев, от их мудрой простоты, от их усердия,
можно сказать, набожности к власти царя, данной от
Бога, Пушкин сам почерпнул эту инстинктивную
любовь к русской монархии и русским
государям»[1].
Несомненно, власть в трагедии «Борис
Годунов» имеет харизматическое измерение
и осознается как связь с Божественным
Промыслом, с Божественной волей, с
Божественным благословением или
Божественным гневом. И не случайно Борис,
«приемля власть», обращается к покойному
... Читать дальше »