Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в
который приидет Сын Человеческий.
Мф.25, 13
|
Притча о десяти девах. Фреска
Дионисия |
Ночь на вторник Иисус Христос также провел в
Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм
Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф.
24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его
и понимая, что Он них говорит, старались схватить Его и
убить. Но напасть на Него открыто боялись народа,
который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в
восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с
услаждением (Мк. 12, 37).
Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом
во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот
день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно
приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам
наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти
девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече
Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным
совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем
елея, приготовленного мудрыми девами.
Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни богослужения Православной Церкви»,
т.2
Песнопения из службы во вторник Страстной седмицы
Великого Поста
Душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе,
горяща светильника, иже от добродетелей, и девам
уподобихся буим, во время делания глумляся; утробы щедрот
Твоих не затвори мне, Владыко, но оттряс мой омраченный
сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в
чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих
непрестанно: Господи, слава Тебе!
«Усыпленный душевною леностию, я не приобрел,
Христе-Жених, горящего светильника, который составляют
добродетели, и уподобился неразумным девам в своей
бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не закрой
для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой
беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в
Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих
непрестанно: Господи, слава Тебе!»
Стихира
Евангелие от Матфея
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам,
которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из
них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв
светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же,
вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах
своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но
в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите
навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили
светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам
вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые
отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас,
пойдите лучше к продавцу и купите себе.
Когда же пошли они прикупать, пришел жених, и готовые
вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После
приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи!
Отвори нам. Он же сказал в ответ: истинно говорю вам, не
знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня,
ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Мф. 25, 1-13
Бодрствуйте!
Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих
страданий, Господь был особенно близок и откровенен со
Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб
не знает, что делает господин его; но Я назвал вас
друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца
Моего (Ин. 15, 15), – говорил Спаситель
Апостолам. Теперь он уже не прекровенно, но с особенной
ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать,
чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям:
Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын
Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2).
Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников
обещанием, что не оставит их.
Но вместе с тем Господь не скрывает и того, что и их, и
всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его
– их Божественного Учителя: Помните слово,
которое Я сказал вам: Если Меня гнали, будут гнать и вас;
если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир
вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал
вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18
и 19).
И снова, видя их скорбными, Господь утешает их: В мире
будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. И Я
умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с
вами вовек, и Сам Я буду с вами до скончания века. Мир
оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается
сердце ваше и да не устрашается (ср.: Ин. 16, 33; 14,
16; ср.: Мф. 28, 20; Ин. 14, 27).
Господь просит своих учеников, чтобы они пребывали в Нем и
исполняли Его заповеди, ибо без Него они не могут творить
ничего: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может
приносить плода сама собою если не будет на лозе: так и
вы, если не будете во Мне. Если пребудете во мне и слова
Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и
будет вам. Я иду приготовить место вам. И … прииду
опять (Ин. 15, 4, 7; 14, 2, 3).
Господь утешает их, открывая, что за скорбями последует
радость, что им уготована награда в Будущем Царстве. И
поскольку учеников Его интересовал вопрос, каким будет
Пришествие Господа на землю, то Спаситель возвещает им ту
Божественную истину, что в скончание мира Он придет со
славою великою судить живых и мертвых и всех веровавших в
Него искренно и с покаянием до конца жизни своей пребывших
сподобит Царствия Своего, а неверовавших или отвергшихся,
без покаяния до конца жизни пребывших, осудит на муку
вечную.
Когда это будет? (Мф. 24, 3) – спрашивали
ученики. Но Господь отвечал им, что о дне же том и часе
никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой
один (Мф. 24, 36). Таким образом, Священное Писание
сохраняет в глубокой тайне и не открывает нам определенно
времени Второго пришествия для того, чтобы мы всегда
соблюдали себя в чистоте и непорочности и готовы были
встретить Господа во всякое время.
Поэтому-то Господь и предостерегает учеников: Итак
бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь
ваш приидет. Но как было во дни Ноя, так будет и во дни
Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж,
до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и
погубил всех. Так будет и в тот день, когда Сын
Человеческий явится. Итак, бодрствуйте (Мф. 24, 42;
ср.: Лк. 17, 26 и 27, 30; Мф. 25, 13).
В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это
предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и
спящих. Душевный сон – это не телесный сон,
укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый,
болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и
думают, что они живут действительной жизнью, забывая о
душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни. Для того, чтобы
глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости
бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной
дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах, которую
мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении.
Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы
сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может
поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы,
вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих
светильников елея добрых дел. Мудрые же вместе со
светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно
встретить Жениха. Так и наша жизнь должна вся быть
приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем
протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о
приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к
Богу, Источнику любви, и к ближним.
Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и
цель нашей жизни – озарение светом Христовым, ее
спасение и уготовление к Вечному Царству. Будем
трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог с мудрыми девами
и сподобиться от Господа вечных благ. Аминь.
Архимандрит
Кирилл (Павлов)
|