Вопрос
о происхождении и предмете праздника субботы акафиста
пятой седмицы Великого поста породил немало
разноречивых точек зрения.
Правда, в «Повести о неседальном» (то есть об
акафисте Пресвятой Богородице), помещенной в конце Триоди
постной, равно как и в синаксаре на этот день, есть четкое
указание: данное празднование установлено в память
избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626
году при императоре Ираклии. Кроме того, впоследствии сюда
были присоединены воспоминания еще о двух чудесных
спасениях византийской столицы – от арабов в
672–678 годах (по другим источникам, в 669–675
годах) и в 716 году. Между тем все перечисленные осады не
совпадают по времени года с праздником акафиста, и память
о них положена в константинопольских месяцесловах в иные
месяцы. Была сделана также попытка доказать, что данный
праздник установлен в память избавления Константинополя от
русских при патриархе Фотии в 860 году, однако ее
аргументация не отличаетс
...
Читать дальше »