Беседа с профессором Миноура Нобукацу
(Токийский университет иностранных языков)
| Миноура Нобукацу. Фото: А.Поспелов /
Православие.Ru |
–
Господин Нобукацу, расскажите, пожалуйста, о себе и
своей семье.
– Мое имя в православном крещении Кирилл. Но вырос я
в протестантской семье. Среди родственников моей матери 15
протестантских пасторов.
Мы жили в префектуре Тиба, что расположена к
северо-востоку от Токио. В детстве я все время ходил в
протестантскую церковь, но в юношеские годы ходить в
церковь перестал.
Учился я в Токийском университете иностранных языков,
тогда моей специализацией был русский язык. Закончив его,
решил поступить в аспирантуру университета Хоккайдо, чтобы
заниматься языкознанием. Моей научной темой был язык
индейцев Аляски. И каждый год я ездил на Аляску и проводил
там около трех месяцев. Это продолжалось почти десять лет.
– А когда вы в первый раз попали в православный
храм?
– Когда мне было 23 года, я приехал в Саппоро. В
Саппоро жил шесть лет. За эти шесть лет я трижды побывал
на пасхальных богослужениях в православной церкви Саппоро.
Но тогда у меня еще не возникло желания поменять
конфессию.
– Православная церковь Саппоро известна среди
неправославных японцев?
– Да, известна. Сейчас рядом с ней расположена
станция метро «Фукудзуми». Но метро в этот
район провели относительно недавно, а раньше нужно было
добираться от железнодорожной станции на автобусе. В то
время настоятелем храма служил священник Кирилл Арихара.
(Позже, в 1999 году, у него была
хиротония с именем Петра в Троице-Сергиевой
лавре[1].)
Из Саппоро я переехал в Токио. Сейчас я доцент в своей
альма-матер. По возвращении в Токио у меня тоже не было
желания сменить конфессию, но на Пасху я ходил на службу в
православную церковь.
– В какие храмы вы ходили?
– И в
Токийский кафедральный собор (Николай-до), и на
подворье Московской Патриархии.
– Николай-до, расположенный в центре Токио и
являющийся национальным культурным достоянием, известен
среди японцев. Все русисты тоже, конечно же, знают и о
Православии, и о Николай-до. Когда вы были студентом и
изучали русский язык в Токио, бывали ли вы в
Николай-до?
– Нет, в то время не бывал.
– Говорили ли вам о Николай-до
однокурсники-русисты?
– Я учился в бакалавриате Токийского университета
иностранных языков в 1984–1988 годах. Это было еще
советское время, и Россия была атеистической страной.
Поэтому среди моих друзей не было никого, кто бы тогда
заинтересовался Православием благодаря изучению русского
языка.
И вот теперь я преподавал в Токийском университете
иностранных языков, но на православные богослужения
особенно не ходил. Но в 2004 году однажды во время
Великого поста зашел в Николай-до. А там при входе всегда
висит расписание катехизических вечерних занятий. И я
решил сходить послушать. Просто так. Никакой мысли о
перемене конфессии не было.
Занятия проходили три раза в неделю: во вторник, среду и
четверг. Я зашел просто послушать, а получилось, что стал
ходить на эти занятия все три раза каждую неделю.
– Кто преподает на этих курсах?
– Преподают священнослужители Японской Православной
Церкви. В то время во вторник занятия вел священник
Николай Дмитриев[2],
в среду – катехизатор Афанасий Морита[3],
в четверг – протоиерей Иоанн Такахаси[4].
И так каждую неделю три раза я посещал курсы. Но никто мне
не говорил: «Давай вот, обращайся…». А
перед началом Великого поста 2005 года я сам сказал
священнику Николаю Дмитриеву, что хотел бы стать
православным. Священник Иоанн Такахаси предложил, чтобы
мое присоединение произошло на Вербное воскресение. (У нас
в Японии принято, что на Вербное воскресение проводят
массовое крещение. «Оглашение» бывает в
субботу, а в воскресение – крещение.) Но я сказал,
что хотел бы, чтобы мое присоединение произошло еще до
поста. И вот как раз за неделю до поста, в субботу, в
марте 2005 года, я был принят в Православие священником
Николаем Дмитриевым.
– Как родственники отнеслись к вашему переходу в
Православие?
– Мама умерла за восемь лет до этого. Братьев и
сестер у меня нет. Поэтому в семье только я и отец. Отец
знал, что с юности я перестал ходить в протестантскую
церковь. А сейчас я хожу каждое воскресение в церковь, пою
в хоре, встречаюсь со многими интересными людьми – и
всем этим делюсь с отцом. Он очень одобрительно ко всему
относится, говорит, что это хорошо. Ведь и пасторы есть в
нашей семье. Правда, особенно глубоко мы с отцом
религиозный вопрос не обсуждаем. В любом случае,
«нет» отец не говорит.
– Почему все-таки вы решили не просто
ограничиться посещением курсов, а принять Православие?
Может быть, произошло какое-то событие, особенно
повлиявшее на ваш выбор? Или решение созрело
постепенно?
– На курсах мне было очень интересно. И с другими
слушателями я тоже общался. Но особенное влияние на меня
оказали преподававшие на курсах священнослужители. В целом
какого-то сложного процесса осмысления не было, но важно
вот что: все протестантские церкви разные, но все
буквальным образом признают слова Священного Писания. А
мне такая интерпретация всегда казалось недостаточной.
Кроме того, для Православия важны и Священное Предание, и
жития святых и многое другое. Меня все это сильно
поразило. Запало в сердце…
– Как вы стали петь в хоре Николай-до?
– Вообще петь в хоре может только тот, кто является
православным. Но хоть я перешел в Православие в марте 2005
года, меня и нескольких других человек попросили петь уже
с октября 2004 года. Я еще был неправославным, у меня не
было имени в крещении. В официальный список меня не
включали, но просили петь.
– У вас есть музыкальное образование?
– Профессионального образования у меня нет. Но в
течение четырех лет я пел в университетском хоре.
– Какой у вас голос?
– Тенор.
– Ваш нынешний приезд в Россию первый?
– Да.
– Где вы предполагаете побывать?
– Я обязательно побываю в Троице-Сергиевой лавре.
10 / 03 / 2010
|