О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Ин.
16, 23
| Св. Симеон Столпник |
Но что такое пост по существу? И не бывает
ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять
пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в
сердце своем? И можно ли назвать постом только
соблюдение одних правил о невкушении скоромного в
постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме
некоторого изменения в составе пищи мы не будем думать
ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца
через усиленную молитву?
Пост – это не диета. Апостол замечает, что
«пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8, 8).
«В видимом воздержании плоти нет совершенства, его
могут иметь и неверные по необходимости или
лицемерию», – говорит преподобный Иоанн
Кассиан Римлянин. Воздержание в пище – это только
основание для дальнейшей постройки, им «сохраняется
в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и
духовности наше сердце».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Плоды молитвы
Молитва – священная царица добродетелей.
Преподобный Иоанн Лествичник
Итак, если хочешь одержать победу над страстями, то,
молитвою и содействием Божиим будучи внутри себя, сойди
вглубь сердца и там проследи следующих три сильных
исполинов: забвение, лень и неведение, эту опору мысленных
иноплеменников, через которых прочие злые страсти,
возвращаясь, действуют, живут и крепнут в сластолюбивых
душах. Но ты многим вниманием и настоянием ума при
содействии свыше найдя этих, многим неведомых злых
исполинов, потом уже легко, опять вниманием и молитвой,
сможешь избавиться от них.
Преподобный Марк Подвижник
Как из облака молния, так из молитвы свет истины и
разумения.
Святитель Филарет, митрополит Московский
Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа
Божьего и ее удобнее всего всякому исправлять.
Преподобный Серафим Саровский
Ничто так не способствует к преспеянию в добродетели, как
частое собеседование с Богом.
Святитель Иоанн Златоуст
Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие,
терпение, незлобие, и тому подобное. Все это и прежде
вечных плодов произращает здесь плод в жизни
старательного. Таковы плоды, украшающие молитву; если не
будет их, то напрасен ее труд.
Святитель Григорий Нисский
Плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение
своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается
умиление и обращается в плач.
Плодом молитвы являются ощущение присутствия Божия, живая
память о смерти, страх суда и осуждения.
Плоды истинной молитвы: светлый мир души, соединенный с
тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности,
самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к
ближним, не отделяющая для любви добрых от злых… но
ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе.
Плод молитвы состоит в просвещении ума и умилении сердца,
в оживлении души жизнью духа.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
О молитве
Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во
имя Мое, даст вам (Ин. 16, 23), сказал Господь, и еще с
подтверждением: истинно, истинно говорю вам. Какой стыд
для нас, что мы не умеем пользоваться таким неотложным
обетованием! И добро бы только нам стыд от того: а то
наводится тень и на само обетование, будто оно слишком
велико и неисполнимо. Нет, вина вся на нас, и главным
образом в том, что мы не сознаем себя верными рабами
Христовыми, и совесть не дает нам чаять какой-либо милости
от Господа. К тому же и то бывает, что если иногда и
приступает кто просить о чем Бога, то с раздвоенною душою:
помянет о том мимоходом в молитве своей раз и два –
и бросает, да и говорит потом: «Не слышит
Бог». Нет, – прося чего-либо особенно, надо
держать неотступность и неутомимость в молитве, подобно
вдове, которая и бессердечного судию докучанием своим
заставила удовлетворить ее прошению. Настоящие
молитвенники, испрашивая что-либо в молитве, соединяют с
молитвою пост, бдения, лишения всякого рода и всякое
благотворение и при том просят не день, не два, а месяцы и
годы; за то и получают. Им подражайте, если желаете иметь
успех в молитве.
Святитель Феофан Затворник
|