Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в
самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения
подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию,
изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому
соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в
седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не
совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного
христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам
служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб
изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается
пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно
Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина
с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы
соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен
простираться дневной
... Читать дальше »
Смысл
поста заключается не просто в отказе от
мясо-молочной пищи, но в первую очередь
в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со
страстями. «Расторгнем всякий союз
неправды» – призывают нас
в эти дни церковные песнопения.
«Если мы воздерживаемся от
мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка
над постом», – говорит
святоотеческая мудрость. Подлинное
значение поста ярко раскрывается в одной
их стихир: «Оставим телесное
сладострастие, возрастим душевные
дарования…». «Весной
покаяния» называют церковные люди
великопостное время.
Первая великопостная неделя (седмица)
– наиболее строгая. Так, по Уставу,
первое вкушение пищи разрешается лишь в
среду после Литургии. Разумеется, для слабых,
больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин
эти требования по благословению
духовника ослабляются. Однако и с
... Читать дальше »