В ХХ веке,
впервые за долгое время,
Православие стало активно
распространяться среди людей, выросших в
католицизме или протестантизме, причем имели место
случаи, когда целые общины вместе со
священниками изъявляли желание перейти
в Православие. Вот почему
встал вопрос о возможности для таких
общин, при неповрежденном исповедании
Православия, совершать
богослужение по тем обрядам, которые исторически
сложились у западных христиан, отчасти восходя
еще ко временам до отпадения Рима от
Православия.
Серьезное обсуждение этой возможности началось еще
в XIX веке, прежде всего благодаря Ю.-Й.
Овербеку – английскому католическому
священнику, перешедшему в
Православие и создавшему редакцию
православной службы западного обряда, которая
была одобрена специальной комиссией Святейшего
Синода и Константинопольским патриархом Иеремией III.
Однако первые постоянные
православные приходы западного обряда
появились только в ХХ веке.
Один из наиболее известных случаев
подобного рода имел место во Франции, когда большая
община под руководством Луи Шарля
Винэра изъявила желание перейти в
Православие и обратилась к русским
архипастырям. Вопрос рассматривался в
Москве, и определением Священного Синода
Русской Православной Церкви от 16
июня 1936 года (Журнал 75) было одобрено
употребление западного обряда в зарубежных приходах
Московского Патриархата.
Впоследствии эти французские приходы перешли
в Русскую Зарубежную Церковь, где
пользовались поддержкой святителя Иоанна
(Максимовича); затем перешли в Румынскую
Церковь, но с 1992 года оказались в расколе.
Вопрос о богослужении по западному обряду сохранял
свою актуальность и для других мест, прежде
всего для США. Как прежде, так и теперь многие
живущие на Западе, обратившись в
Православие, приобретают искреннюю
любовь к восточному, или византийскому,
обряду, но есть и такие, кто желает иметь
возможность служить Богу в знакомых
литургических формах.
В настоящее время одной из самых миссионерски
активных православных юрисдикций в
Северной Америке является
Североамериканская архиепископия Антиохийской
Православной Церкви.
Большинство членов здешних общин –
американцы, так что неудивительно, что именно
в этой архиепископии есть целое благочиние западного
обряда, объединяющее 33 прихода со всей страны.
Богослужение по западному обряду стало совершаться
в архиепископии с благословения патриарха
Александра III, к которому обратился митрополит Антоний
(Башир). Сам митрополит Антоний указывал две
цели этого начинания: во-первых, создать
в Православной Церкви дом
для западных людей не-византийского культурного и
религиозного происхождения и, во-вторых,
свидетельствовать о соборности
Православной Церкви ее прихожанам,
священникам и богословам византийского
обряда.
Первая община западного обряда в Америке
появилась в 1961 году.
В архиепископии отмечают, что использование
западного обряда помогает миссии среди американцев,
облегчая принятие ими Православия.
Клирики и паства обоих обрядов имеют друг с
другом полное молитвенное и евхаристическое
общение благодаря духовному единству в
вере и подчинению одному священноначалию.
В целом западный обряд, по сравнению с
византийским, более простой и краткий, менее пышный.
Сейчас известно несколько вариантов
западного обряда, среди которых есть и основанные на
древних мессах Римской Церкви (до изменений II
Ватиканского Собора), но в
Североамериканской архиепископии
преимущественно используется литургия святого
патриарха Тихона, основанная на англиканской
«Книге общей молитвы» («Book of
Common Prayer»). Разумеется, в англиканский
текст были внесены изменения, главные из
которых – устранение filioque из символа
веры и добавление эпиклезы (призывания
Духа Святого) в евхаристические
молитвы. Тайносовершительные формулы полностью
совпадают со словами византийской
литургии. Кроме того, есть ряд менее принципиальных
изменений текста, сделанных для приведения его
в большее соответствие с
православным учением.
Этот обряд именуется литургией
святого патриарха Тихона, потому что именно
этот святитель в 1904 году,
возглавляя тогда епархию в Америке,
начал работу по исправлению текста «Книги
общей молитвы», полагая возможным
использование его для обратившихся
в Православие
американцев. Святитель не успел окончить
исправление до своего отъезда в
Россию в 1907 году, и это сделали уже много
десятилетий спустя в Североамериканской
архиепископии Антиохийского Патриархата, где
начали служить по ней с 1977 года.
Американская «Книга общей молитвы»
взята в 1789 году у Шотландской
Епископальной Церкви и в некоторых
частях восходит, по утверждению
священника Джона Коннели, к древней службе
преподобного Венедикта Нурсийского.
Небольшая часть приходов архиепископии использует
литургию святого Григория
(адаптированная в соответствии с
православной традицией Тридентская месса,
употреблявшаяся в Римско-католической
Церкви до II Ватиканского Собора).
Ниже предлагаем текст короткого выступления епископа
Вичитского и Среднего Запада Василия,
посвященного данному вопросу, которое хорошо
показывает современное положение
приходов западного обряда в
архиепископии.
Размышления о западном обряде
Епископ
Вичитский и Среднего Запада
Василий
(Североамериканская архиепископия)
|
Василий, епископ Вичитский и Среднего Запада |
Мои
размышления начнутся с обращения к моему личному опыту.
Дело в том, что до того как я, посещая службы,
основательно познакомился с западным обрядом
в Православии, я относился к
нему с подозрением. Я знал, что исторически и логически
он вполне законен, но я не мог поверить,
что он может быть подлинным. И это потому, что я не
испытал его на опыте.
Но я давно заметил, что духовенство
нашей епархии в общем-то не определяет себя в
соответствии с обрядом. Я видел, что
когда клирики встречаются друг с другом, то нет
никаких разделений по признаку обряда, то есть, мол,
«ты – западного обряда, а мы –
восточного».
Я был свидетелем этому на конференции
духовенства Юго-западного благочиния. Во
время этой конференции были рукоположены
священник и диакон для нового прихода
западного обряда. Количество приходов растет,
поэтому многие клирики прежде не встречались друг с
другом. Некоторые перешли к нам лишь недавно из
другого благочиния. Другие, подобно
новорукоположенным, которые только что перешли из
Епископальной Церкви, были новичками для
епархии. Но к концу первого дня собрание было похоже
на встречу одноклассников. И это произошло не
к концу работы конференции, но в первый же
день! И двое новичков сразу были приняты
как братья. Это чувство единства в
епархии порождается единством веры при
разности обряда.
Православные византийского обряда
знают, что образ поклонения сам по себе ничего не значит.
Нам доводилось видеть храмы
[раскольников], которые выглядят, как наши,
в которых пахнет, как в наших, и если подойти
к причастию в них, то, наверное, оно на
вкус, как и у нас. Там звучат такие же
песнопения, как и у нас. Но это – не Церковь.
Итак, для православных людей тот факт, что
нечто выглядит и пахнет так же, не является
сам по себе доказательством чего-либо. Именно
в этом смысле наши прихожане восточного обряда
относятся с большим расположением к западному обряду.
Он выглядит по-другому, там другие облачения,
другой запах благовоний, слова и музыка другие
– но это Церковь.
Я хорошо помню, как впервые
присутствовал на богослужении западного
обряда. Это случилось не в одном из наших
храмов, а в кафедральном соборе. В тот
раз я плакал. Это были не слезы эстетического умиления
– я не плачу на концертах; скорее, я плакал потому,
что этой красивой и аутентичной традиции грозило
вымирание.
Вы – наследники драгоценного сокровища
– аутентичных православных
обрядов, которые в настоящее время
готовят тысячи [людей] для Царства Небесного.
Православная Церковь благодарит
вас за сохранение этой традиции все эти годы,
благодаря чему она может быть восстановлена
в своих приходах западного обряда.
Эти слова исходят из глубины моего сердца. Мы знаем,
что священники, служащие на приходах западного
обряда, их жены и дети многим жертвуют. Это, прежде
всего, экономические жертвы, которые могут
быть весьма ощутимыми. Мы знаем и ценим это. Но есть
и другие жертвы – прерывание
связей с родными и близкими. Наши пастыри западного
обряда на деле воплощают то, что значит любить
Христа более, чем отца и мать, брата и сестру. Ваша
жизнь и ваши жертвы – это
проповедь для всех нас, кому, по милости
Божией, не приходилось всем этим
жертвовать.
Мы восхищаемся тем, что вы делаете. Это
касается не обряда, а вашего
свидетельства истины и тех жертв,
которые вы не только готовы приносить, но
действительно приносите ради истины.
Всякий раз, когда я присутствую на
конференции, посвященной западному обряду, или даже
на небольшом приходе западного обряда, кто-нибудь
поднимает вопрос о численном росте. Может быть, это
удивит вас, но в каком-то смысле я не
забочусь о том, растет ли Православие
западного обряда. Я не беспокоюсь о росте и численности.
Рост и показывающие его цифры – хорошо, потому
как означают, что большее число душ спасается в
настоящее время. В этом смысле я, конечно,
надеюсь, что все придут в познание истины. И
в этом смысле я рад, что столь много появилось
приходов западного обряда.
Но ценность и подлинность западного обряда не
зависят от роста и цифр. Что было бы, если бы по
милости Божией только один такой приход сохранился?
Если где-то только один приход западного обряда
процветает, то и это во славу Божию. Для
кого-то из православных он служит домом
поклонения Богу в таком литургическом контексте,
какой они чувствуют не только удобным, но и
аутентичным для себя.
Вера, которую вы держите в сочетании с
обрядом, важнее, чем все остальное. Вы
знаете это. Это то послание, которые было доведено
вами до всех православных. Спасибо
вам и Бог да пребудет с вами.
09 / 08 / 2010
|