И Тебе же Самой душу пройдет оружие
(Лк. 2, 35).
Эти слова, сказанные некогда святым праведным
Симеоном Богоматери, сами собою приходят на память в
нынешний праздник Божией Матери, всех скорбящих Радости,
побуждая нас, братие и сестры, вспомнить, как Она
сделалась Радостью всех скорбящих.
Не радоваться только суждено было Ей о Том, пришествию
Которого, даже «издали видя, пророки и
праведники радовались» (Евр. 11, 13; Ин. 8, 56),
но и терпеть великую скорбь ради Божественного Сына
Своего. Еще когда Она носила Его во чреве, Она не могла не
мучиться в душе Своей от подозрений Иосифа,
нареченного Ее мужа, доколе не открыта была ему тайна
бессеменного зачатия Сына Божия. Затем в
первые же дни земной жизни Ее Сына, будущего
Избавителя Израиля, Она должна была бежать с Ним в
Египет, прежнюю страну рабства Израиля. Когда Она принесла
Его во храм, то святой Симеон сказал Ей о судьбе
Божественного Младенца: Се, лежит Сей на падение и на
востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо; и
Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются
от многих сердец помышления (Лк. 2, 34-35). И
действительно, вся последующая земная жизнь Ее Сына была
для Нее исполнена скорби, которая как бы оружием
пронзала душу Ее. Так, она видела презрение, насмешки,
хулы, гонения, воздвигаемые на Ее Божественного Сына,
видела, как неоднократно пытались иудеи убить Его и как Он
Сам не хотел прибегать к какой-либо человеческой защите.
Когда, например, однажды Она, побуждаемая опасениями
Своего материнского сердца, пришла с братьями Иисусовыми
по плоти, «желая говорить» с Ним, то
Он, указав на слушавших Его слово, сказал: Вот
матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю
Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь
(Мф. 12, 46-50).
Истинное же училище скорби было для Нее в то время, когда
Сын Ее распятый висел на Кресте, осмеиваемый
первосвященниками, книжниками и народом, оставленный
самими избранными Им учениками, кроме Иоанна, и когда Она
с некоторыми другими женами стояла при Кресте Его.
Но, научаясь терпеть скорби от людей, Пречистая Богоматерь
научалась в то же время и ходатайствовать за людей. Видя,
как Сын Ее после крещения начал призывать всех в Свое
Царствие, Она уже на браке в Кане Галилейской обращается к
Нему с просьбой помочь хозяевам в случившейся нужде,
говоря: Вина нету них (Ин. 2, 3). Видя, как
Сын Ее призывает к Себе не только «труждающихся и
обремененных» (Мф. 11, 28), но с величайшею
кротостию и долготерпением учит самих фарисеев и
книжников, ослепивших свои духовные очи и ожесточивших
сердца свои (Мф. 13, 13-15), Она и все это
«слагала в сердце Своем» (Лк. 2, 51). Она
видела, как Сын Ее на Кресте молился за распинавших Его,
прося Отца вменить неведению, а не ожесточившемуся их
сердцу совершенное ими злодеяние, - и Она Сама научилась
ходатайствовать за людей даже злых и ожесточающихся.
Но как Божественный Сын Ее, претерпев «скорби
смертельные» (Мф. 26, 38) и
«победив мир» (Ин. 16, 33) с его злом,
дал мир ученикам Своим и восхотел, чтобы в единении с Ним
они всегда «имели радость Его, исполнену в
себе» (Ин. 17, 13), так и Пречистая Матерь Его,
после того как оружие прошло чрез Ее душу, сделалась для
мира не только «в предстательствах непреложным
упованием», но и «всех скорбящих
Радостью».
Чему же научает нас, братие и сестры, эта история скорбей
Божией Матери, испытанных Ею прежде, чем Она сделалась
Радостью всех скорбящих? Тому, что и мы не должны считать
скорби здешней жизни «приключением для нас
странным» (1 Пет. 4, 12). Если Она, Пречистая и
Пренепорочная Матерь Божия, претерпела столь великие
скорби во время земной жизни Сына Своего, то нам ли,
непрестанно согрешающим и отступающим от Бога, можно
думать, будто нам не нужны скорби для духовного блага
нашего? Посему и молиться Богоматери мы должны не
столько об избавлении от житейских скорбей, которые должны
научать нас терпению и возводить к духовному
совершенству (Иак. 1, 3-4), сколько об избавлении от бед
душевных, от грехов, от «страстей прилогов,
смущающих нас» . Начало избавления от этих
бед полагается слезами покаяния, проливаемыми нами от
сердца перед иконою Той, Которая родила «всяку
слезу отъемшаго Христа». Поэтому-то и
святая Церковь особенно напоминает нам об этих
целительных для души слезах покаяния в праздники в
честь святых икон Богоматери. «К Богородице
прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и
припадем, в покаянии зовуще из глубины души», -
слышим мы в песнопениях настоящего праздника.
Конечно, Пресвятая Богородица есть «всех
скорбящих Радость и обидимых Заступница и алчущих
Питательница, странных Утешение, обуреваемых Пристанище,
больных Посещение, немощных Покров и
Заступница», однако не от этих внешних бед Она
прежде всего желает избавить нас, - напротив, более
помогая в претерпении именно этих скорбей, Она является
воистину «преподобных похвалою и страдальцев
венчанием».
Вспомним хотя бы некоторых избранников Божией Матери,
которым Она являлась, и посмотрим, когда Она являла
им Свою помощь. Так, преподобный Иоанн Дамаскин
сначала много претерпел от врагов Церкви, защищая святые
иконы своими писаниями, лишился своей десницы, и уже
после этого Богоматерь явилась утешительницею его,
исцелив ему руку, дабы снова могла она писать в
защиту святых икон. А еще впоследствии, когда
отличавшийся большою ученостью преподобный Иоанн
пришел в лавру святого Саввы Освященного, прося принять
его в послушание, то сколько ему при-шлось испытать? На
него было наложено послушание весьма тяжкое: ничего не
говорить и не писать относящегося к науке, которую он
хорошо изучил. И он беспрекословно повиновался, пока один
брат не попросил его своими умилительными песнопениями
смягчить скорбь по умершем брате. После того строгий
старец, несмотря на просьбы других добродетельных иноков,
совершенно отказался принять преподобного Иоанна к
себе в послушание, разве тот исполнит тяжелую епитимию -
очистит своими руками все отхожие места в обители и вымоет
нечистоты. Преподобный Иоанн беспрекословно исполнил все
требуемое. И вот, после того как он столько был
испытан и достиг чрез свое смирение столь высокого
духовного совершенства, Божия Матерь явилась старцу и
велела ему разрешить преподобному Иоанну воспевать и
писать все, что захочет.
Точно так же и преподобный Серафим сделался любимым
избранником Божией Матери после того, как он весьма много
претерпел в пустыне и от злых людей, и от демонских
страхований, и от болезней, ибо чрез эти-то скорби дух его
столь и воспламенился любовию к Богу, сделавшись еще
на земле способным предвкушать небесные радости и
видеть являющихся из горнего мира.
Научимся же, братие и сестры, и мы без ропота и уныния
претерпевать очищающие нас скорби здешней жизни, ибо
нестъ радоватися нечестивым, говорит Господь чрез
одного из Своих пророков (Ис. 48, 22; 57, 21)! Самая вера
наша чрез терпение скорбей сделается более твердою и
молитва более дерзновенною, когда мы не будем видеть в
скорбях что-либо случайное, но всегда будем прозревать в
них научающую нас благодетельную Десницу Божию.
Терпеливо ожидая «конца нашего терпения от
Господа» (Иак. 5, 11), мы будем замечать, как,
хотя бы после долгого времени, исполняются на нас слова
Христовы: Если пребудете во Мне и слова Мои в вас
пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет
вам... да радость Моя в вас пребудет и радость ваша
будет совершенна (Ин. 15, 7, 11). И не только
сами мы будем иметь в себе радость, но и сделаемся
еще утешителями других. Ибо лишь тот может быть утешителем
других, кто сам претерпел многие скорби и сохранил веру
среди них; утешения же человека, не испытавшего скорбей,
бывают недействительны, как для Иова недействительны были
утешения друзей его.
Не будем же отстраняться от скорбей, хотя всегда будем,
«многими содержими напастьми»,
молитвенно припадать к Матери Божией, чтобы Она во
время этих скорбей «не вверила нас человеческому
предстательству», укрепила нас, когда
«терпети не возможем демонского
стреляния», «моление наше полезно
сотворила», и если бы не всегда благоугодно было
Ей удалить скорбь временную, то среди самой скорби
или после нее опять «радости наше сердце
исполнила, как радости приемшая исполнение, греховную
печаль потребляющи»! Аминь.
|