Братья сослужители и возлюбленные о Господе
чада!
«Небо и земля днесь совокупишася,
рождшуся Христу: днесь Бог на землю прииде, и человек
на небеса взыде»! (стихира самогласна на литии
праздника Рождества Христова).
Расстояние и пропасть между Богом и человеком,
образовавшиеся вследствие человеческого греха,
упразднились полным восприятием Единородным Сыном и
Предвечным Словом Божиим человеческого естества.
Воплощение Сына, по «благоволению Божию», то
есть согласно первому и всецелому желанию, упраздняет
любые расстояния, соединяет небо и землю и связывает
творение с Творцом!
«Днесь благоволения Божия предображение и спасение
человеков проповедание», – воспевала Церковь
на праздник Введения Пресвятой Богородицы, открывавший,
благодаря посвящению блаженной Марии храму и Ее подготовки
к тому, чтобы стать вместилищем невместимого Бога, путь к
Божественному Домостроительству по плоти и предвозвещавший
наше спасение.
«Днесь спасения нашего главизна и еже от века
таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает»,
– снова воспевала Церковь на праздник Благовещения,
когда совершилось от Святого Духа бессеменное зачатие
Непостижимого в святой утробе Богоматери, и Божественное
естество начало «составляться» с человеческим,
и Бог стал Человеком, «чтобы мы стали богами»,
по выражению святителя Афанасия Великого.
Итак, «благоволение», которое приветствовалось
на праздник Введения, и спасение, которое «стало
главизной» и явилось при Благовещении, ныне, в
великий и святой день Рождества Христова, стало осязаемой
действительностью! Днесь «Слово плоть бысть и
вселися в ны» (Ин. 1: 14) и ангелы торжественно
празднуют это событие, воспевая: «Слава в вышних
Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»!
(Лк. 2: 14)
Воплощением и Вочеловечением Слова уже потенциально
совершилось спасение рода человеческого. Поскольку те,
кто, уверовав во Христа, живут жизнью, согласно этой вере,
заповедям и всему учению Иисуса, возносятся благодаря
такой богоугодной жизни и становятся друзьями и общниками
Бога! Они становятся «причастниками Божественного
естества» (2 Пет. 1: 4), богами по благодати! И это
происходит исключительно в Церкви, где человек
возрождается во Христе, усыновляется Отцом в святом
крещении и далее, благодаря святым таинствам и
возделыванию добродетели, наполняется Божественной
благодатью и Духом Святым и возрастает «в мужа
совершенна, в меру возраста исполнения Христова»
(Еф. 4: 13), до тех пор, пока не скажет с апостолом
Павлом: «Живу уже не я, но живет во мне
Христос» (Гал. 2: 20). Совершенствующихся таким
образом Христос считает не просто Своими друзьями или
братьями, а признает их членами Своего тела. Потому с
высоты Креста Он говорил Божией Матери о евангелисте
Иоанне: «Жено, се сын Твой», а Иоанну:
«Се, Матерь твоя» (Ин. 19: 26–27).
Итак, Рождество широко отверзает человеку дверь для того,
чтобы стать Христом и богом по благодати, и именно ради
этого «празднует в радости вся тварь, и небеса с
нами веселятся» (стихира на хвалитех 28 декабря) в
этот знаменитый и спасительный день!
С этими радостными и вселяющими надежду словами, с теплыми
праздничными поздравлениями и сердечными патриаршими
пожеланиями мы обращаемся по случаю «главного
праздника» с освященной кафедры Вселенского
Патриархата на Фанаре ко всем в мире любезным и желанным
чадам святейшей Матери-Церкви, к священнослужителям всех
степеней, монашествующим и мирянам, начальствующим и
подчиненным, малым и великим, ко всем в напастях, скорби,
нужде и испытании сущим.
Пусть родившийся в вертепе и в яслях возлежавший
Предвечный Сын Божий и нас ради Сын Человеческий соделает
всех нас достойными Своей умалительной любви и Своего
святого и полоняемого домостроительства по плоти!
+ Патриарх Константинопольский
Варфломей
Фанар, Рождество Христово, 2009 года
Перевел с греческого Анатолий Чуряков
05 / 01 / 2010 Pravoslavie.ru
|