«Христос
раждается – славите, Христос с небес –
срящите».
Дорогие и благословенные братья!
Этими прекрасными словами гимнограф представляет великое
таинство Рождества Господня. Великий и непостижимый Бог
становится видимым и осязаемым Человеком. Сходит и
рождается на земле происходящий с небес Христос.
С древности и доныне небо было местом духовных исканий, а
также областью научных исследований. Люди во все века,
начиная с эпохи мифического Икара и до настоящего времени
телекоммуникаций, когда послания людей отражаются от
небесной тверди и возвращаются на землю, обращали свой
взгляд ввысь, пытаясь обрести ответы на тревожившие их
вопросы бытия.
А в Церкви обращение гимнографа к небу всегда является
неизменной богословской константой. Небо, о котором
столько раз упоминается в Священном Писании, является
местом, где воля Божия представляет собой данность, с
которой сообразуются ангелы, небесные силы и святые.
Церковь мысленно устремляет свой взор в этом направлении,
ища решения из безвыходных жизненных ситуаций. И она не
престает взирать ввысь, непрестанно молясь, ожидая и
прося, чтобы и на земле установилась воля Божия.
Библейские фразы «слава в вышних Богу, и на земли
мир, в человецех благоволение» или «да будет
воля твоя, яко на небеси и на земли» (молитва
Господня) открывают конечную цель спасительного акта
вочеловечившегося Бога – «онебесение»
мира, чтобы «люди избавились от заблуждения и злобы
и познали истину и добродетель, чтобы не было никакого
различия между небом и землей и гармоничным небом»
(Гомилия 19:5) как пишет святитель Иоанн Златоуст.
Царствие Божие всегда является нашим пунктом
предназначения, а Рождество Господа – это восход
«последнего дня», участие человеческого
естества в Божественной славе, которую воспевали небесные
ангелы в ту тихую ночь в убогом Вифлеемском вертепе.
Наша святая Церковь, и в особенности древняя
Александрийская Церковь, которая осуществляет свою
пастырскую и миссионерскую деятельность на бескрайних
просторах континента будущего, в Африке, переживает
вышеуказанные богословские истины в славословии, подобно
ангелам Рождественской ночи, поскольку евангельская
проповедь представляет собой славословие, ставящее цель,
как мы уже говорили выше, «онебесения» мира.
Открытие очередной епархии – это преддверие Царства
Божия. Открытие прихода есть ни что иное, как осязаемое
присутствие Христа в конкретном месте и времени до
последнего славного пришествия Царствия Христова.
Внешне незначительный и смиренный происхождением
Богомладенец, Который рождается в яслях среди животных и
согревается их дыханием, есть славный Господь, Который не
отождествлял Себя с сильными властителями мира, но с
«меньшими» – простыми людьми из народа.
От них он воплотился, с ними общался, их называл Своими
братьями, и в их душах обрело свое место и произросло Его
спасительное слово. И именно их Он соделал критерием нашей
совести при последнем суде над человечеством, как это
говорится в Евангелии от Матфея (25: 31–41). Таким
образом Христос соделался авторитетным и бескорыстным
борцом за человеческое достоинство, за честь и возвышение
человека во всех концах вселенной.
То, что современная цивилизация считает своим
приобретением, и то, что, к сожалению, неоднократно только
на словах является так называемыми «правами
человека», еще с Рождества Иисуса было основным
принципом и преданием нашей Церкви. Основавший ее
Богочеловек и Его святые последователи рассуждали о
страданиях ближних не в теории, но разделяли с ними их
тревоги и трудности и на деле, по любви к ним, добровольно
испытали их злоключения.
Благословенные мои братья, Бог "оставляет”
небеса, чтобы родиться в убогом вертепе, "приняв
образ раба” (Флп. 2: 7), не прикрываясь мирским
авторитетом и высокомерной властью. Он добровольно
становится нищим, переселенцем, беженцем, жертвой
человеческой нетерпимости. Он рождается в веси далеко от
Назарета, бежит в омываемый водами Нила Египет,
возвращается бедняком в отеческую землю и постоянно
переходит с места на место, непрестанно проповедуя и
исцеляя.
С Его Рождеством любовь входит в мир, облеченная в плоть и
кость. Она становится единственным подлинным образом
жизни, не убегая от ответственности, не превращаясь в
молчание виновного и в нейтральность по отношению к
обиженному и страждущему. Она не предлагает униженным
жертвам нашей злобы фальшивые слова утешения или
поддельные крохи культуры, но превращается в единственный
путь, истину и жизнь для тысяч душ, подвергающихся
опасности в Африке, Азии или на окраинах западных
мегаполисов, которые жаждут преодолеть ежедневную рутину и
вечную смерть. В эти места, как современные волхвы,
поспешим и мы, если хотим говорить о сознательной
христианской жизни, поспешим, чтобы предложить драгоценные
дары нашей любви тем способом, каким это только возможно.
И будьте уверены, что в скорбной улыбке, просиявшей на
лицах этих людей, мы встретим Христа, сошедшего с небес.
Из глубины души желаю, чтобы новорожденный Спаситель
защитил вас и даровал вам Свою богатую милость.
Феодор ΙΙ,
Папа и Патриарх Александрийский и всей
Африки.
Рождество Христово 2009
05 / 01 / 2010
|