| Святитель Патрик |
Распространенным
является мнение, что святой Патрик
первым принес христианскую веру в
Ирландию, так что его традиционно именуют апостолом
Ирландии. Не желая ни коим образом умалить значимость
трудов святого Патрика, мы, однако,
считаем нужным указать, что незадолго до него в
431 году святой Палладий[1]
был послан миссионером в Ирландию святым
папой Римским Целестином I, став первым
епископом Изумрудного острова[2],
и совершал таинства над «ирландцами,
исповедовавшими Христа». Должно
быть, в Ирландии уже было некоторое число
христиан к тому времени, когда святой
Патрик пришел в эту страну год спустя,
в 432 году. Более того, апостол Ирландии писал
в одном своем письме, что закон Божий уже
был насажен в этой стране «в прежние
времена» и что он не хотел бы
пользоваться добрым именем своих
предшественников.
Представляется вполне
вероятным, что святого Патрика
послали в Ирландию подавить ересь
Пелагия, так как в то время Ирландию
подозревали в склонности к
пелагианству. Но, несмотря на
вышесказанное, Ирландия в то время
все еще фактически оставалась языческой
страной, а большая часть ее населения
практиковала религию, связанную с культом
природы, где исполнителями обрядов были так
называемые старцы, или друиды. Через столетие
после смерти святого Патрика христианская
вера была еще только
нововведением в некоторых
частях острова.
Главным трудом святого Патрика,
как принято считать, было устроение Церкви в
Ирландии; правда, он подвизался главным
образом на Севере, в провинции под
названием Ольстер. Скорее всего,
святой Патрик был обучен и наставлен
в христианской вере на юге современной
Франции, в монастыре острова Лерин. Этот
великий монастырь был основан святым
Гоноратом[3]
в 375 году после возвращения из
Греции, где он познакомился и сблизился с
православным христианским
монашеством. Как и многие будущие ирландские
монастыри, Лерин находился на маленьком
острове. В течение последующих трех
столетий Лерин был подлинным маяком
православной духовности в
мирском латинском окружении. Одной из
величайших связанных с Лерином фигур
был святой Иоанн Кассиан, старавшийся
охранить православную веру от
искажений некоторых крайних последователей
блаженного Августина.
В те времена, когда святые
Палладий и Патрик и их сподвижники
прибыли в Ирландию, она состояла из более чем ста
королевств разных размеров. Весь
народ каждого государства назывался
«туат» (the tuath – древнеирландское
слово, обычно переводящееся как «народ,
племя, нация». Слово «tuath»
относилось как к территории, которую занимал какой-либо
народ, так и к самому народу, который на этой территории
обитал. – Пер.), а короли носили титул
«ри» (ri). Общество было жестко
организованным и делилось на разряды, подобные
ведическим кастам. На самом верху этой системы
были друиды, барды, хранители порядка и врачи, а
рабы, будучи в самом низу системы, вообще не
имели прав. Как отмечал историк Дэвид Росс,
система территориальных диоцезов (епархий) не могла
прижиться в древней Ирландии ввиду
своеобразной структуры общества. Каждый народ
(«туат») приходилось обращать в
христианство отдельно, и у каждого клана
существовала своя структура
Церкви, где друидов легко заменяли
священники и епископы.
Но пришло наконец такое время, когда в
Ирландии вместо множества небольших
княжеств, управляемых мелкими
правителями, сложилось пять королевств:
Манстер – на юге острова, Ленстер и Мит
– на востоке, Коннот – на западе и
Ольстер – на севере. В особых
ситуациях, как, к примеру, в правление Брайана
Бору (1002–1014), один из королей мог
претендовать на верховное
правление над всей Ирландией с центром в
древней области Тара в графстве Мит. Это
верховное правление всегда
оспаривалось или не длилось долго. Но хотя народ был
политически разделен, до норманнского
завоевания ирландцев более или менее
объединяло три важных фактора: брегонские
законы[4],
гэльский язык и христианская вера.
Прибыв в Ирландию, святой
Патрик принялся усердно обращать местное население
в христианство, строя церкви и сея
семена монашества. Его проповедь
святой Троицы была строго церковной и в
то же время опиралась на лучшее в местных
обычаях – на таком богословии созидалась
Ирландская Церковь. В отличие от многих
неправославных миссионеров,
проповедовавших позднее, святой
Патрик с уважением относился к тем обычаям и
традициям духовности, с которыми столкнулся на
Изумрудном острове. Вместо того чтобы изгонять
или убивать друидов как язычников, он
обращал их к Евангелию Иисуса Христа. Таким
образом, христианство в Ирландии
возникло на канонических основах и в
гармонии с дохристианской духовностью страны.
Благодаря всецелой преданности Богу и
настойчивости святого Патрика и его
учеников Ирландия стала бастионом
христианства. По сути, Ирландская
Церковь оставалась преданной
православному христианству на протяжении
нескольких столетий, в то время как остальная
часть Западной Церкви, особенно с конца VIII
века, начала постепенно все больше отходить от
древней православной христианской
веры.
500 год по Р.Х. считается отправной точкой золотого
века Ирландской Церкви. В течение
всего последующего века монастыри строились по
всей Ирландии. О беспримерном укреплении
христианства в этой части мира
свидетельствует тот факт, что за 250 лет,
прошедших от времени прибытия сюда святого
Патрика, Эйре (Ирландия) произвела около 500
признанных святых. Среди них не было ни одного
мученика, за исключением тех, кто уезжал на континент; это
подтверждает близкое сходство между
древней христианской верой и традиционной
ирландской духовностью.
Связь с Востоком
| Монастырский остров Скеллиг-Михаил в Ирландии |
К началу раннего
средневековья, называемого
«темными веками», потому что большая
часть Западной Европы была далека от
христианских основ по невежеству и
суеверию, Ирландская Церковь
проповедовала православное
христианство, будучи свободной от римского
формализма и буквоедства и став
поистине местной формой православной
веры Константинополя. Последующие
расхождения были связаны с церковной
организацией. Хотя Церковь Ирландии
признавала Римского папу как наивысшего
церковного сановника в Западном
Патриархате, она не приняла его судебную
власть, что впоследствии сделала
вся Западная Европа. Эта позиция была
схожа с православным взглядом на
Римского папу как на первого среди равных
глав пяти древних Патриархатов:
Иерусалима, Антиохии, Рима, Александрии и
Константинополя. Последний, также
называемый новым Римом, фактически поднялся
по чести на уровень, равный старому Риму,
на IV Вселенском Соборе в 451 году.
Главное разногласие между Ирландией и Римом
состояло в использовании Ирландией
устаревшего и фактически неверного способа
счета даты Пасхи, основанного на 84-летнем
цикле и лунном календаре. В
противоположность Ирландии, Церковь Рима,
как и остальной христианский мир, использовала
солнечный календарь, что гарантировало
невозможность совпадения христианской
Пасхи с иудейской. Этот вопрос со
временем стал настоящим яблоком раздора между
Римом и кельтами, из которого Рим вышел
победителем после Собора в городе Уитби на
севере Англии в 664 году. До сегодняшнего
дня Православная Церковь
считает дату Пасхи в
соответствии с древним обычаем, а
Пасха у инославных выпадает по
времени от одной до пяти недель раньше
верной – православной –
Пасхи. По-разному совершались в
Ирландской и Римской Церквях и таинство
крещения и обряд поставления в епископа.
Также было несогласие в способе бритья монашеской
тонзуры: римская тонзура делалась посредством
бритья волос на макушке, ирландская
сбривалась поперек (в ширину) лба –
от уха до уха. Эти формы приписывали святым
апостолам Петру и Иоанну,
соответственно. Древние ирландские
обычаи хранения святой воды до следующего
праздника Крещения (6 января) и зажигания
Пасхальных огней, продолжавших гореть
круглый год (например, в Килдаре), были тоже
уникальными. Часто на ранних ирландских крестах
Спаситель изображен скорее победителем смерти, чем
распятым – другая параллель с универсальной
православной практикой старого Рима и
других областей, согласно которой празднование
Воскресения Христова по важности
превосходит изображение Его страданий.
Пасха в Ирландии была главным
торжеством церковного года. Эта практика
изменилась в конце XI века, когда
инославные начали изображать «Страдающего
Иисуса» в Его человеческих
страданиях как жертву, а не как Победителя.
Кроме того, в ирландских монастырях, по крайней мере
до IX века, изучалось греческое богословие, а
также латынь и иврит. Интересно заметить, что
в некоторых ирландских монашеских поселениях можно
было найти не только монахов и монахинь, но и
женатые пары и семьи. Это еще одна параллель между
ирландской и универсальной православной
практиками, в соответствии с которой
женатые священники являются нормой в
Церкви до настоящего времени, конечно, без
какого бы то ни было умаления огромной значимости
монашества для Церкви.
| Собор святого Патрика в Арме |
Сама организация Церкви в
Ирландии имела монастырский характер: здесь игумен или
игумения имели наивысшую власть на данной
им территории. Это было контрастом по сравнению
со структурой диоцезов в остальном
православном церковном мире, где
епископ – высшая власть.
Помимо монастыря на острове Лерин,
бывшего связующим звеном между
Ирландской и другими Восточными Церквями,
другой французский монастырь – Пуатье –
был звеном, связывающим Восточное
Православие и Запад. Этот монастырь был
последней земной обителью великого святого и
учителя церкви Илария из Пуатье[5],
епископа, изгнанного во Фригию тогда еще не
крещеным императором Констанцием после того, как
святой отказался поддерживать ересь
арианства, которому Констанций
симпатизировал. Его же
предшественник, святой император Константин
Великий, созвал в 325 году I
Вселенский Собор, на котором арианство было
осуждено как ересь. Святой Иларий позднее
отправился из Фригии в Пуатье, где
написал книгу под названием «Ирландские
епископы». Это свидетельство того, что
существовало общение Ирландской и
грекоговорящих Церквей через Францию уже
в IV веке.
В начале VI века в Пуатье был
заложен еще один монастырь ирландским святым
миссионером Фридолином. Другое сходство ирландской и
общеправославной практик –форма
литургии. На протяжении веков различные
Православные Церкви сохраняли
большое разнообразие литургий, каждая из которых была
древнего происхождения: литургии святого
Иоанна Златоуста, святого апостола Иакова и
святого Василия Великого.
Свидетельство о существовании
доримской литургии в Ирландской Церкви можно
найти в таких рукописях, как «Собрание
антифонов Бангора» – собрании
гимнов и молитв, датируемых примерно 680
годом. Эти тексты описывают христианское
видение мира, отраженное в псалмах,
восхваляющих Божие творение, точно как
в книгах святых отцов Церкви.
Все тварное здесь видится как большое
целое, без дуализма духа и материи, ставшего
доминирующей постпатристической средневековой
западной неправославной космологией. Было бы
уместно сказать, что метафизическая (философская) система,
пространно изложенная ирландским философом Иоганном
Скоттом Эриугеной, тоже отражала знание о единстве
всего творения. Это подкрепляет наше мнение,
что ирландское христианство продолжало веру
отцов Церкви.
Ирландская миссионерская деятельность
| Айонское аббатство |
Имея своим отправным пунктом
Ирландию, ирландские миссионеры разъезжали по
всей Британии и континентальной
Европе, свидетельствуя о
Евангелии, крестя людей,
возводя сооружения для служения Богу и
поучая. Они часто странствовали по
семь или двенадцать человек, не считая
предводительствующего, следуя примеру
Христа и двенадцати апостолов. Согласно
выводам Джорджеса и Бернадетты
Кербелауд-Саланьяк, сделанным в 1966 году,
примерно 300 ирландских миссионеров
проповедовали в Британии и на
континенте. Еще большее число
миссионеров-монахов вышло из
прославленного монастыря Люксей
(основанного святым Колумбаном в
Бельгии около 591 года).
Важнейшими фигурами этой беспрецедентной ирландской
миссионерской деятельности были: святой Кольмкилл
(Колумба), основавший знаменитый монастырь на
острове Айона и просветивший
скоттов и пиктов; святой Айдан,
основавший прославленный монастырь на
острове Линдисфарн и просветивший
нортумбрийцев; святой Фридолин,
основавший монастыри во Франции и
Германии; святой Фурсей, учредивший
монастыри в Восточной Англии и в
Галлии; святой Килиан, проделавший
колоссальную миссионерскую работу среди восточных
франков и жителей Тюрингии, закончивший жизнь
мучеником; святой Галл –
просветитель Швейцарии; святой Колумбан,
основавший монастыри в Бельгии,
Швейцарии и Италии, несмотря на жесткое ему
противостояние.
Ирландские миссионеры дошли до Северной Атлантики и
Скандинавии. О значительном вкладе,
внесенном святым Бренданом
Мореплавателем, мы скажем ниже. Согласно Дикуилу,
ирландскому ученому при дворе каролингов,
ирландские поселенцы жили на Фарерских островах
в течение нескольких веков примерно до
800 года. Древние ирландские рукописи на пергамене,
колокола и одеяния епископов были найдены в
Исландии и относятся к эпохе, предшествующей
времени господства викингов.
В декоре норвежских «планочных»
церквей видно ирландское влияние XIII
века. Возможно, ирландцы внесли
свой вклад и в обращение
Скандинавии в христианство, хотя нам не
хватает исторических свидетельств,
подтверждающих это.
Конец Ирландской Церкви
С 795 года Ирландия жила в постоянной угрозе
набегов викингов, первый из
которых был совершен на остров Ламбей
близ Дублина. В следующие 40 лет она
подвергалась беспорядочным набегам, а начиная
примерно с 835 года викинги стали использовать
Ирландию как свою постоянную базу. Норвежское
и датское завоевания Ирландии в IX и X
веках почти уничтожили монашескую жизнь страны.
Великие центры монашества, такие как Арма,
Бангор, Клонферт и Клонмакнойс, подверглись
разграблению и опустошению, многие монахи погибли от
языческих захватчиков. Даже известный
монашеский остров Айона в Шотландии пришлось
оставить к 830 году. Любопытные остатки
архитектурных сооружений обнаружены в Ирландии и
в некогда занимаемой викингами Восточной
Англии – сохранившиеся после набегов и
завоеваний круглые башни. Эти
внушительные сооружения служили местом, где
спасались люди и сохранялись сокровища, из которых
некоторые пережили и викингов, и крайних
протестантов.
| Бангорский собор в Ирландии |
Иногда ирландцам удавалось
давать отпор, например когда вождь
викингов Торгест, осквернивший
Клонмакнойский монастырь и посадивший на алтарь
свою жену, был схвачен и утоплен королем из
династии О'Нейлл. Положительной стороной
набегов викингов было то, что они
основали главные ирландские города, такие
как Дублин, Уэксфорд, Уотерфорд, Корк и Лимерик,
откуда торговали с ирландцами и своими
родственниками – северянами с
Гебридских островов, острова
Мэн и т.д. Как это часто случается в истории,
Господь даже зло обратил во благо.
Большинство древних ирландских рукописей
были утеряны в этот бурный период, а
сохранившиеся были взяты монахами с собой
на континент. В начале XI столетия король Брайан
Манстерский разослал вестников на континент
выкупить обратно некоторые из древних
рукописей.
Это опустошение монастырей в Ирландии дало
возможность упрочиться здесь Римской Церкви,
давно стремившейся к этому, и многочисленные
августинские и бенедиктинские монастыри заменили
в Ирландии прежние, исконно ирландские.
Отъезд ирландских монахов на континент имел
причиной не только нападения викингов,
иноков привлекал и каролингский двор
во Франции, приглашавший всех ученых
людей из других частей Западной Европы. Это
объясняет присутствие знаменитых ирландских ученых,
таких как Мартин Хиберниенсис, Седулий Скот и Иоганн Скотт
Эриугена, во французских центрах учености в IX
веке. Своей ученой работой на континенте
ирландские монахи положили конец «темным
векам».
| Кельтский крест в музее Айонского аббатства |
Большая часть Западной
Европы последовала за Римом в
его разрыве с многонациональным Востоком,
разрыв этот официально был подтвержден
взаимным отлучением в 1054 году и
завершился разорением католиками-крестоносцами
Константинополя в 1204 году. Для западного
христианства это отделение от
среднеевропейских и греческих истоков
оказалось по-настоящему бедственным со всех
сторон: богословской, моральной, культурной и
социально-политической. Но Ирландская Церковь
в практическом отношении осталась полностью
автономной Церковью, хотя она уже перестала
находиться в официальном общении с Церквями
средней Европы, Восточно-Римской
империи и Киевской Руси.
Англо-норманнское завоевание Ирландии, сначала
под командованием Стронгбоу в 1170 году, а
затем, год спустя, англо-норманна по происхождению
Генриха II Английского (1154–1189), произошло
с одобрения Римского папы Адриана IV –
единственного понтифика из англичан, желавшего
привести Церковь Ирландии под гнет Рима.
В 1154 году Адриан издал папскую буллу,
призывающую к норманнскому завоеванию
Ирландии, чтобы «истинная христианская религия»
(то есть римо-католичество) была насаждена в
Ирландии.
Первый шаг захвата Римом власти
над Ирландской Церковью был сделан, когда
поставленный норманнами архиепископ Кентерберийский
итальянец Ланфранк заявил о господстве
над Церковью Ирландии в 1172 году. В
начале XII века Арма на севере и Кашел на юге
были повышены в статусе как римские
архиепископии, а Арма вскоре стала митрополией
Ирландской Церкви. Задолго до этого Дублин и Туам
тоже стали архиепископиями, тем самым ослабив
власть Кентербери над Ирландией, но не умаляя
гегемонии Рима. На протяжении веков Арма
сохраняла свой высочайший статус как в
Католической, так и в Англиканской Церкви; оба
кафедральных собора здесь были освящены во имя
святого Патрика.
(Окончание следует.)
26 / 01 / 2010
|