Беседа с митрополитом Антонием (Шедрауи
Таннусом), архиепископом Мексики, Венесуэлы, Центральной Америки и
Карибов (Антиохийский Патриархат)
Митрополит Антоний (Шедрауи Таннус)
родился 17 января 1932 года в городе Триполи (Ливан).
Обучался в семинарии при монастыре Баламанд
Антиохийского Патриархата и православном колледже
святого пророка Илии в Триполи. В течение двух лет
проходил курс древних языков в семинарии города
Коринф (Греция).
20 июля 1952 года был поставлен во диакона. Затем
поступил в Афинский университет, где изучал богословие и
философию. В 1957–1958 годах исполнял послушания
личного секретаря архиепископа Триполи Феодосия
(Абурджели; 1889–1970), будущего патриарха
Антиохийского и всего Востока Феодосия VI, и
начальника епархиального духовного суда.
29 августа 1958 года рукоположен во священника с
возведением в сан архимандрита. После избрания владыки
Феодосия на Патриарший престол некоторое время находился в
его распоряжении.
С 1959 по 1962 год являлся наместником монастыря Бкафин
и начальником епархиального духовного суда. В 1962 году
назначен генеральным секретарем Харанской епархии в Сирии.
С 1964 года – викарий митрополита Гор Ливанских Илии
(Карама; 1903–1969) и начальник епархиального
духовного суда. Издавал религиозный журнал
«Хараке» («Движение»).
5 июня 1966 года посвящен во епископа Кесарийского. В
том же году назначен викарием патриарха Антиохийского и
всего Востока в Мексике, Венесуэле, Центральной Америке и
на Карибах.
В 1994 году получил мексиканское гражданство.
12 июня 1996 года определением Священного Синода
Антиохийской Церкви епархия Мексики, Венесуэлы,
Центральной Америки и Карибов была преобразована в
архиепархию, а владыка Антоний стал
архиепископом-митрополитом.
– Ваше высокопреосвященство, кого вы можете
назвать своим главным духовным наставником?
– Моим духовным отцом был женатый священник отец
Жорж Хайдар, настоятель прихода в районе Триполи, в
котором жила моя семья. Впоследствии он был переведен в
Австралию, где и скончался.
– Что повлияло на ваше решение стать монахом и
священнослужителем?
– В этом немалую роль сыграл врач нашей семьи доктор
Александр Гураеб, глубоко верующий человек, принадлежавший
к одной из лучших семей Триполи. Когда я приходил к нему,
мы подолгу беседовали на религиозные темы, и каждый раз он
говорил: «Ты даже не представляешь, как я хочу
однажды увидеть тебя иерархом нашей Церкви и поцеловать
твою руку». Мечта доктора Гураеба так и не сбылась,
поскольку он умер, когда я был еще диаконом.
Должен заметить, что я не монах, а целибатный священник. В
Антиохийской Церкви необязательно принимать монашество,
чтобы достичь епископского сана.
– В 1960-х годах вы были викарием митрополита Гор
Ливанских Илии (Карама). Поделитесь, пожалуйста, своими
воспоминаниями об этом крупном архиерее Православной
Церкви.
– В течение многих лет я входил в близкое окружение
приснопамятного высокопреосвященного митрополита Илии. Он
был добрым и простым человеком, обладал экстраординарным
умом, хотя и не получил систематического университетского
образования.
Мне вспоминается адвокат Адиб Мужаэс, секретарь совета
митрополии Гор Ливанских, резко критиковавший митрополита
Илию. Как-то владыка вызвал меня и сказал, что мы
немедленно отправляемся в гости к одному господину.
«К кому?» – спросил я. «К доктору
Адибу Мужаэсу», – ответил владыка. Будучи еще
неопытным юнцом, я удивился: «Ваше
высокопреосвященство, как Вы можете идти к этому человеку
после всего того, что он написал о Вас?!» Владыка
парировал: «Ты ничего не понимаешь! Пойдем!».
В доме адвоката нас встретила его жена, испросившая
благословение у владыки. Она пошла предупредить мужа о
нашем приходе, но, вернувшись, сказала, что застала его
спящим. Тогда митрополит Илия во весь голос заявил:
«Я не уйду отсюда, пока он не выйдет! Если
понадобится, я буду ночевать здесь!» В ту же секунду
появился доктор Мужаэс и, плача, приложился к руке
владыки. Так произошло их примирение. Я же получил
пастырский урок, который не забуду до конца своих дней.
Владыка Илия был бесконечно предан Пресвятой Богородице и
собирал иконы с Ее изображением. Приведу случай,
произошедший на торжествах в честь 25-летнего юбилея
хиротонии приснопамятного высокопреосвященного Илии
(Салиби; 1881–1977), митрополита Бейрутского. На
приеме присутствовал представитель приснопамятного
Святейшего Патриарха Алексия I (1877–1970), который
передал хозяину праздника подарок предстоятеля Русской
Православной Церкви – икону Господа нашего Иисуса
Христа. В момент вручения образа известный ливанский
журналист Гассан Туэйни воскликнул: «Спрячьте икону,
пока ее не увидел митрополит Илия (Карам)!» Реакция
владыки была мгновенной: «Если бы это была икона
Богородицы, вы бы ее больше не увидели!»
О митрополите Илии ходит масса историй. Их хватило бы на
целую книгу.
– Как вы чувствуете себя в Мексике? В каких
странах Латинской Америки вам довелось побывать?
– Мексика – моя вторая родина: здесь я прожил
дольше, чем в моей родной стране – Ливане. Я
чувствую себя мексиканцем больше любого другого
мексиканца. За годы служения здесь я объездил весь
Американский континент – от Канады до Аргентины.
– С какого времени в Мексике существует
православная арабская диаспора? В каких сферах работают
ваши прихожане?
– Арабская, или антиохийская, колония образовалась в
Мексике в 80-х годах XIX века, а может быть, и раньше. Ее
численность достигает 50 тысяч человек. Мы потеряли многих
духовных чад в силу некоторых предрассудков, а также того,
что у нас, в отличие от католической церкви, нет своих
школ и других общественных учреждений.
Большая часть диаспоры нашла себе применение в
промышленности и торговле. В нашем сообществе есть также
врачи, юристы, инженеры и преподаватели.
– Какие события в истории архиепархии Мексики,
Венесуэлы, Центральной Америки и Карибов Антиохийского
Патриархата вы считаете самыми важными?
– Первое событие, которое следует выделить, –
приезд в конце XIX века в Мексику иеромонаха Симона
(Иссы), взявшего под свою духовную опеку антиохийскую
общину. Чтобы заработать на жизнь, отцу Симону приходилось
трудиться на производстве сыра и торговать им.
В 30-х годах прошлого столетия в Мексике возникло
Православное общество взаимопомощи, поддерживавшее
нуждающихся верующих Православной Церкви. Поводом к его
созданию послужила гибель одной православной девушки,
оставшейся без средств к существованию. В тот период
мексиканские приходы Антиохийского Патриархата относились
к архиепархии Толедо (Огайо).
В 1944 году в Мехико состоялось освящение кафедрального
собора во имя великомученика Георгия Победоносца.
В 1966 году я был назначен викарием Блаженнейшего
Патриарха Антиохийского и всего Востока в Мексике,
Венесуэле, Центральной Америке и на Карибах. До этого
антиохийский архиерей никогда не служил в этом регионе на
постоянной основе. В октябре 1966 года я прибыл в столицу
Венесуэлы Каракас и, вследствие сложной политической
ситуации, смог въехать в Мехико только 28 декабря.
В 1985 году Мексику и Венесуэлу посетил предстоятель нашей
Церкви Блаженнейший Патриарх Игнатий IV.
В 1996 году Священный Синод Антиохийской Церкви возвел
епархию в статус архиепархии, а меня – в достоинство
архиепископа-митрополита.
В 2006 году в моей резиденции прошел прием в честь Его
Святейшества Вселенского Патриарха Варфоломея,
совершавшего визит в Мексику и другие страны Латинской
Америки.
– Какова численность ваших приходов? В каких
странах они располагаются?
– В нашу архиепархию входят десять приходов: три в
Мексике, три в Венесуэле, по одному в Гватемале,
Гондурасе, Пуэрто-Рико и на острове Антигуа. Кроме того,
нам принадлежат монастырь преподобного Антония Великого в
пригороде Мехико и детский приют в городе Тихуана, что в
мексиканском штате Нижняя Калифорния. В Гватемале при
Свято-Троицком женском монастыре также действует детский
приют. Другой приют для детей открыт при трехъязычной
школе имени пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна
в городе Сан-Педро-Сула (Гондурас).
Сейчас мы возводим в Мехико церковь, которая будет
посвящена святым славным и всехвальным первоверховным
апостолам Петру и Павлу – основателям Антиохийской
Церкви. При храме разместятся дом престарелых и социальный
центр. В Гондурасе мы начинаем строительство дома
престарелых.
– Какое место занимает Православная Церковь в
религиозной и общественной жизни Мексики?
– Православная Церковь, в первую очередь
Антиохийский Патриархат, занимает привилегированное место
в мексиканском обществе. Об этом свидетельствует хотя бы
тот факт, что журнал «Лидеры», выходящий в
Мехико, включил в список трехсот самых влиятельных людей
страны антиохийского митрополита (причем его имя стоит в
ряду первых двадцати персон).
В Венесуэле, как и в Мексике, представители антиохийской
колонии находятся в авангарде в политике, бизнесе и
образовании, благодаря чему пользуются большим
авторитетом.
– Как складывается взаимодействие Поместных
Православных Церквей в Мексике?
– Прежде всего, надо сказать, что Антиохийская
Церковь была родоначальницей Православия на мексиканской
земле. Наш Георгиевский собор – первый православный
храм, сооруженный в Мексике. Только спустя более 30 лет в
этой стране построили свои храмы другие Поместные Церкви.
Отношения между Православными Церквами в Мексике носят
братский и взаимоуважительный характер. Наша Церковь
поддерживает образование Епископского собрания Южной
Америки[1],
в рамках которого правящие архиереи разных юрисдикций
смогут обмениваться мнениями, не претендуя на примат,
развивать сотрудничество во имя утверждения
православной веры в Новом Свете.
Антиохийцы составляют большинство православной паствы
Латинской Америки, однако наша Церковь не имеет
достаточных ресурсов не только для организации миссий, но
и для осуществления пастырской заботы о своих духовных
чадах. Мы, антиохийские архиереи, готовы работать в
епископских собраниях в духе братства и ожидаем того же от
наших братьев из других Церквей.
– Вы встречались и дружили с выдающимися
священнослужителями, политиками, общественными деятелями.
Кто из них произвел на вас наибольшее впечатление?
– Я знал многих предстоятелей Православных Церквей:
приснопамятных Святейшего Вселенского Патриарха Афинагора
(1886-1972), Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего
Востока Александра III (1869–1958), Блаженнейшего
Папу и Патриарха Александрийского и всей Африки Христофора
II (1876–1967), Блаженнейших Патриархов
Иерусалимских Тимофея (1878–1955), Венедикта
(1892–1980) и Диодора (1923–2000), который был
моим сокурсником в Афинском университете.
Мне посчастливилось встречаться с приснопамятными
Святейшими Патриархами Московскими и всея Руси Алексием I,
Пименом (1910–1990), Алексием II (1929–2008) и
нынешним предстоятелем Русской Православной Церкви
Святейшим Патриархом Кириллом. Меня связывали дружеские
отношения с его наставником приснопамятным
высокопреосвященным митрополитом Ленинградским и
Новгородским Никодимом (Ротовым; 1929–1978).
Я был знаком с большинством Архиепископов Афинских и всей
Эллады. Бывая на Кипре, я имел встречи с приснопамятными
Блаженнейшими Архиепископами Макарием III
(1913–1977) и Хризостомом I (1927–2007), с
которым вместе учился в Афинском университете.
Также я неоднократно общался с приснопамятным Святейшим
Папой Иоанном-Павлом II (1920–2005).
Что касается политических деятелей, то я лично знал всех
президентов Ливана, руководивших страной со дня обретения
ею независимости в 1943 году. Я встречался с королем
Греции Павлом I, его сыном королем Константином II и
дочерью Софией, нынешней королевой Испании. С 1966 года я
поддерживаю хорошие отношения с президентами Мексики.
Бывали у меня встречи и с главами других государств
Латинской Америки – Венесуэлы, Аргентины, Бразилии и
Чили.
Среди тех, кто произвел на меня особое впечатление,
– Вселенский Патриарх Афинагор, очень храбрый
человек, открывший миру Православие. Ему хватило смелости
разрушить стену, разделявшую католическую и Православную
Церкви, и провести встречу с папой Павлом VI
(1897–1978) в Иерусалиме. Не могу не упомянуть
Патриарха Антиохийского и всего Востока Александра III,
мужественного, искреннего, мудрого иерарха; Патриарха
Иерусалимского Венедикта, рассудительного церковного
лидера; Патриарха Московского и всея Руси Алексия I,
сумевшего пробить брешь в стене, стоявшей между Церковью и
советским государством; митрополита Ленинградского и
Новгородского Никодима, который наладил сотрудничество
Московского Патриархата едва ли не со всеми христианскими
Церквами; Архиепископа Кипрского Макария III, показавшего
пример патриотизма. И в заключение хотел бы вспомнить папу
Иоанна-Павла II, мудрого и харизматичного пастыря и
путешественника.
С митрополитом
Антонием (Шедрауи Таннусом)
беседовал Мигель
Паласио
18 / 02 / 2010
|