Среда, 18-Дек-2024, 15:48

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

 
Категории раздела
Новости и обновления на сайте [18]
Новости кафедры [9]
Студенческая жизнь [4]
Православные праздники [38]
Обзоры новостей и событий [107]
Радио Alfa [2]
Новости России и мира [15]

Информер погоды
Яндекс.Погода

Пробки в Екатеринбурге
Пробки на Яндекс.Картах

Что нового на форуме?

Главная » 2010 » Январь » 17 » Православная Церковь и выборы украинского Президента
01:53
Православная Церковь и выборы украинского Президента

Церковь – вне политики. Это, наверное, первая мысль, которая должна прийти в голову человеку, прочитавшему заголовок данной статьи и знакомому с «Основами социальной концепции» Русской Православной Церкви. Да и вообще любому христианину, помнящему слова Спасителя: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36). И все же члены Церкви не призваны устраняться из общественной и гражданской жизни. Вспомним: «Кесарево – кесарю» (Мф. 22: 21). А также и то, что апостол Павел знал свои права римского гражданина и пользовался ими. К истории обращаться не будем – там было очень много разного. Если даже забыть о Европе с папой Римским и позднее – с протестантскими религиозно-политическими лидерами, то и в православной России до конца XVII века Церковь зачастую была непосредственно вовлечена в бурные события политической жизни.

Однако мы сейчас живем в секуляризованном обществе, когда Церковь по Конституции отделена от государства. И в данной исторической ситуации естественным оказывается положение, когда Церковь в лице иерархов и пастырей воздерживается от прямого активного участия в политической жизни страны, оставляя эту сферу деятельности активным мирянам. В свою очередь государство также не вмешивается в дела церковного управления. Такова сейчас ситуация в России, да и во многих других странах.

В случае с Украиной обычные правила не работают – status quo оказывается нарушен со стороны государства. Причем, с большей или меньшей интенсивностью государство вмешивалось в церковные дела на протяжении всех 18 лет независимости Украины, при трех сменившихся Президентах.

Конечно, мы не будем строить предположений, кто из реальных претендентов будет избран следующим Президентом Украины. Лица эти все до боли знакомые, особенно жителям Украины, – не первый раз и не первый год они участвуют в предвыборной гонке. Все эти выборы со своими технологиями, эффектными PR-акциями и особенно разного рода манипуляциями, понятными только посвященным, напоминают чем-то «игру в бисер» из одноименного романа Германа Гессе. Искушенные и изощренные игроки «игры́ в выборы» получают, наверное, какое-то удовлетворение от всего происходящего. По крайней мере, большинство граждан Украины лишь пожали плечами, когда узнали, что в избирательных бюллетенях будет кандидат с фамилией Протывсих (что в переводе на русский язык значит «против всех»), которую он взял специально по случаю выборов. Подобных и еще более изощренных ходов в этой азартной игре в борьбе за вожделенные проценты совершается множество.

Единственное предсказание, которое можно сделать с большой долей вероятности – это то, что вряд ли будет переизбран на второй срок действующий Президент Виктор Ющенко.

В связи с этим встает вопрос: как изменится положение Церкви при новом Президенте?

Может быть, кто-то со мной не согласится, но, кажется, можно сказать с уверенностью: «хуже не будет».

Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно вспомнить основные события в сфере церковно-государственных отношений при Президенте Ющенко.

Собственно, еще до своего (весьма сомнительного) избрания в Президенты Виктор Ющенко зарекомендовал себя:
во-первых, открыто декларировавшим украинский национализм;
во-вторых, ориентированным только на Запад;
в-третьих, неравнодушным к религиозным проблемам;
в-четвертых, другом раскольников из «Киевского патриархата».

Все эти вещи друг друга дополнявшие и взаимообусловленные, разумеется, не предвещали радужных перспектив в отношениях с канонической Украинской Православной Церковью (Московского Патриархата). Основной соперник Виктора Ющенко – Виктор Янукович, наоборот, объявил о своей однозначной принадлежности к УПЦ (МП), неоднократно подчеркивая и подтверждая это участием в богослужениях. Данный факт обеспечил ему в период предыдущих выборов неофициальную, разумеется, но весьма внятную и почти полную поддержку со стороны УПЦ (МП). Однако в результате «оранжевой революции» и ряда других событий Президентом стал все же Виктор Ющенко.

Весь период своего президентства Ющенко провел под знаком борьбы за «единую Поместную Украинскую Церковь», то есть церковною организацию, которая объединила бы в себе все существующие юрисдикции, именующие себя православными, а в перспективе – и униатов. Эта борьба выражалась в следующем.

1. Регулярные поездки (с ранней весны 2005 года) представителей Президента в Константинопольскую Патриархию с надеждой получить автокефалию для УПЦ от Константинопольского Патриарха.

2. Прямые требования по отношению к священноначалию УПЦ об участии в переговорном процессе и «объединении» с раскольниками, что противоречит канонам Церкви и что вызвало открытые обращения в ноябре 2006 года священноначалия УПЦ к Президенту, Правительству и Верховной Раде о недопустимости государственного вмешательства в церковные дела.

3. Организация всеукраинского общественного объединения «За поместную Украину», которое возглавил старший брат Президента Петр Ющенко, непосредственно связанный с М.А. Денисенко (бывшим митрополитом Филаретом).

4. Организация межконфессиональных молебнов и панихид с обязательным участием официальных лиц.

Этот список можно было бы продолжить. Но и указанного достаточно, чтобы почувствовать масштабность и целеустремленность действий Президента Ющенко в религиозной сфере. Некоторые аналитики называют это «мессианской идеей». Безусловно, что-то подобное в этом есть. Достаточно вспомнить ющенковский «украинский символ веры», озвученный в День независимости в августе 2009 года: «Верую в то, что являюсь украинцем и хочу добра своей Родине. Верую в наше национальное ”я” и хочу распространять его по родной земле… Верую… Верую…».

Как говорится, комментарии излишни. Звучит просто кощунственно для православного уха.

Апофеозом усилий Ющенко в борьбе за автокефальную Церковь явилось празднование 1020-летия Крещения Руси в июле 2008 года. Грандиозные усилия по «обработке» Патриарха Варфоломея и открытое игнорирование Президентом Патриарха Алексия ни к чему не привели. Кампания за автокефалию провалилась с треском.

А триумфальный архипастырский визит на Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла летом 2009 года открыл новую эпоху в жизни Украинской Православной Церкви.

Итак, хочется верить, что кто бы ни стал будущим Президентом Украины, он не будет повторять ошибок своего предшественника и совершать насилие над крупнейшей религиозной конфессией своей страны. Ведь так много есть еще нерешенных вопросов, которые Церковь и государство могли бы решать совместно на благо всего общества!

Мы же, как настоящие христиане, должны надеяться не на «доброго и хорошего Президента», который даст нам спокойную жизнь, но должны быть всегда готовы дать отчет о своем уповании перед лицом власть предержащих по слову Господню: «И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф. 10: 8).

Свидетельствовать о евангельской истине – непреходящая задача и миссия Церкви на все времена и в любом обществе.


15 / 01 / 2010
pravoslavie.ru
Категория: Обзоры новостей и событий | Просмотров: 709 | Добавил: Александр_Рукавишников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Икона дня


Банерная сеть Александра Рукавишникова



Поиск

Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Наш сайт в каталогах
 Rambler's Top100


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мы рекомендуем
 

   

Copyright  Uralteologia
Design Alexandr Rukavishnikov 
© 2024