Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения
о плоти не превращайте в похоти. Рим. 13, 14
|
Святые Иоаким и Анна |
Пост и воздержание воспитывают навык
управлять своим телом и желаниями через их ограничения;
это, по словам святителя Иоанна Златоуста, «опора
целомудрия, его надежный страж».
«Девство и брак – не для всех, но целомудрие
– для всех»,– пишет преподобный Никита
Стифат.
Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от
погружения его в плоть. Лишаясь целомудрия, человек
следует скотской похоти и становится плотяным. «Не
поддаваться плотским удовольствиям – это есть
целомудрие, а поддаваться удовольствиям – это
называю распутством»,– говорит святитель
Григорий Богослов.
Святая Церковь в своих правилах о соблюдении постных дней,
в частности, дней Великого поста, указывает женатым людям
от супружеских отношений «воздерживаться»,
потому как иначе они «весь пост обезчествова».
Это относится ко всем многодневным постам, постам среды и
пятницы всего года, накануне воскресных дней, праздников
двунадесятых, храмовых и великих, а также в день перед
принятием Святых Таин Церкви (Причащение, Крещение,
Венчание). Венчание в Церкви не совершается, и тем самым
подразумевается воздержание от супружеских отношений, в
святые дни – святки (от Рождества Христова до
Богоявления) и на светлой Пасхальной седмице, чтобы
плотские удовольствия не окрадывали духовную радость
праздничных дней. Это же относится и к сырной седмице,
являющейся последней подготовительной к Великому посту.
Сами по себе супружеские отношения не являются грехом, и
человек супружескими отношениями не оскверняется. Не
уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время,
для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7, 5),–
заповедует апостол Павел христианским супругам,
стремящимся проводить жизнь целомудренно.
Святитель Григорий Нисский необходимость воздержания от
супружеских отношений объясняет следующим образом:
«Когда земледельцу для орошения поля бывает нужно
провести небольшой ручей посередине, он допускает разлив
воды, поскольку это лишь требуется для удовлетворения
предстоящей нужды, так чтобы воду опять можно было легко
задержать в ее общем вместилище. Если же он откроет для
нее слишком широкий и безмерный поток, тогда будет
угрожать опасностью всему полю, по которому он разольется,
образуя рытвины повсюду.
Точно также, если кто, ввиду необходимости для жизни
преемства рождений будет пользоваться супружеством,
ограничивая естественное вожделение умеренностью и отдавая
предпочтение делам духовным… тот будет мудрым
земледельцем, который, по заповеди Апостола (см. 1 Кор. 7,
5), не постоянно предается грубым половым влечениям, но по
взаимному согласию супружескому воздерживается от них ради
духовных требований, для упражнения в молитве, и таким
образом наблюдает осторожность, чтобы, пристрастившись к
чувственным удовольствиям, не сделаться совершенно плотию
и кровию, в которых не пребывает Дух Божий.
Если же кто так немощен, что не может в супружестве
мужественно управлять собою и обуздывать влечения природы
(но обратит всецело к удовольствиям, хотя и законным и
дозволенным, всю желательную силу души)… тому
угрожает немалая опасность ничего больше не считать
благом, кроме того, которое с известным наслаждением
получает чрез тело: отвратив совершенно свой ум от
стремления к высшим духовным благам, постоянно гоняясь за
чувственными лишь наслаждениями, выйдя из границ
умеренности, совсем погрязнет, по выражению Псалмопевца, в
глубокой пучине чувственности: в глубоком болоте (Пс. 68,
3)».
По словам святителя Иоанна Златоуста, «чистота
целомудрия без своих спутников – поста и воздержания
– скоро изнемогает». А преподобный Ефрем Сирин
говорит: «Неумеренное сладострастие препятствует
всякому душевному благоустройству, возбуждая к
ссорам» и, как следствие, взаимному отчуждению
супругов. По мере утраты целомудрия блекнет и чистота
таинственносветлых, возвышенных супружеских отношений. Со
временем может пройти и чувственное влечение, либо принять
уродливые формы.
Нельзя оправдать супружеское невоздержание во время поста
желанием зачать детей. Церковь благословляет делать это в
иные дни. Все, что делается в нарушение святых церковных
уставов, не может принести пользу. Преподобный Амвросий
Оптинский в одном из писем пишет: «Болезнь вашей
жены по вашей вине: или не почитали вы праздников в
супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской
верности; за что и наказываетесь болезнью жены». От
невоздержания супругов не только они сами страдают, но и
их дети рождаются слабые, подверженные различным болезням,
неся на своем характере отпечаток невоздержанности
родителей и принося тем им скорбь.
Но как быть, если в семье один из супругов мало
воцерковлен и не готов к воздержанию или даже неверующий?
Здесь нужно помнить слова апостола Павла, который говорит,
что неверующий муж освящается женою верующею, и жена
неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14) и что
необходимо воздерживаться друг от друга только по
взаимному согласию (см. 1 Кор. 7, 5), чтобы это
воздержание в супружеских отношениях не приводило к
разделению в семье. Тут ни в коем случае нельзя
настаивать. По словам святителя Иоанна Златоуста,
«всему должно предпочитать единодушие». В
противном случае, это может неверующего супруга привести в
состояние раздражения – и не только против супруги,
но и против всей Церкви даже. Кроме того, существует
опасность дать повод к нарушению супружеской верности.
Человеку верующему нужно постепенно воспитывать своего
спутника или спутницу жизни, чтобы они вместе и
сознательно пришли к такому воздержанию. Это, конечно же,
невозможно без серьезного воцерковления всей жизни семьи.
Здесь мы подходим и к вопросу воспитания детей в духе
воздержания и целомудрия.
«Будем удерживать порывы наших детей,–
призывает святитель Иоанн Златоуст,– и то страхом,
то убеждениями обуздывать юность. Будем заботиться об их
целомудрии, все делать и устроять так, чтобы юношеский
возраст мог избегнуть неуместных пожеланий». Потому
что «от детского питания многое зависит в
последующем,– пишет святитель Феофан
Затворник.– Незаметно можно развить сластолюбие и
неумеренность в пище – два вида чревоугодия, эти
губительные для тела и души склонности».
Отвечая на вопрос, с какого возраста следует начинать
поститься детям, святитель Феофан Затворник пишет:
«Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых
лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу
плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в
отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно
было управляться с этой потребностью».
Пост надо очень осторожно вводить для детей: он не должен
вызывать у них протеста или уныния. Самое важное, чтобы к
посту было сознательное, волевое отношение.
Митрополит Антоний Сурожский дает следующие рекомендации:
«Пост для детей надо проводить разумно, то есть так,
чтобы он не был сплошной и бессмысленной мукой, а имел бы
воспитательное значение.
Мне кажется, для ребенка важнее начать пост с какого-то
нравственного подвига.
Надо ему предложить… себя ограничить в том, где
больше проявляется лакомство, жадность, а не в качестве
той или иной пищи. Надо, чтобы он это делал, сколько
может, в сознании, что этим он утверждает свою преданность
Богу, побеждает в себе те или иные отрицательные
наклонности, учится управлять собой. И надо постепенно
увеличивать пост, по мере того, как ребенок может это
сделать. Ясно, что нет необходимости есть мясо. Но, с
другой стороны, надо учитывать, что ребенок может сделать
по состоянию здоровья и по своей крепости».
Итак, «пост и воздержание,– говорит
преподобный Исаак Сирин,– источник
целомудрия», которое является великим благом и
залогом здоровых отношений в семье.
Православный пост Pravoslavie.ru
27 / 03 / 2006
|