Из брюссельских встреч
Грузия мне по-особому близка и дорога. Именно в этой стране – тогда
еще республике СССР – прошла часть моего детства. Горные вершины в
районе Ахалкалак, могучие эвкалипты у военного городка в Батуми, буквы
грузинского алфавита, не очень старательно изучаемые мной в школе, –
эти воспоминания детства порой теребят душу, наполняя ее грустью и
теплотой. К Церкви я тогда был равнодушен. Поэтому и грузинским
Православием, увы, не интересовался.
Прошло почти 18 лет с тех пор, как мы покинули Грузию. Но я
по-прежнему храню добрые чувства к этой неописуемо красивой древней
стране. Хотя, конечно, не могу скрывать: с августа прошлого года к этим
чувствам добавились горечь и настороженность. Кем стал теперь я,
русский человек, для грузин? Не будет ли в их отношении ко мне доли
гнева и неприязни? Даже невзирая на единство веры и на мою искреннюю
любовь к Иверской земле.
Эти сомнения не оставляли меня и тогда, когда я звонил
архимандриту Досифею – настоятелю грузинского прихода святой царицы
Тамары в Брюсселе. К счастью, батюшка отнесся к моему звонку очень
вежливо, а к моей просьбе о встрече – весьма доброжелательно. Наша
беседа была по-настоящему теплой и взаимодоверительной – без всяких
признаков «национальной» вражды и неприязни. На прощание отец Досифей
подарил мне две иконы и серебряный крестик. Как символ общности святой
веры двух многострадальных и истерзанных болью народов – грузинского и
русского.
Справка. Архимандрит Досифей (Богверадзе) родился в 1964
году в Харагаульском районе Грузии. В 1987 году был зачислен на
факультет управления просветительской работой и режиссуры массовых
мероприятий Тбилисского университета, но через три года, оставив учебу
в университете, поступил в Тбилисскую духовную семинарию. В 1997 году
завершил полный курс семинарии и академии. В апреле 2004 года
рукоположен в иеродиакона, в июле того же года – в иеромонаха.
– Я был с детства верующим, и родители мои были верующими, хотя
в Церковь мы не ходили – в нашем районе ее попросту не было, –
вспоминает архимандрит Досифей. – Я даже не был крещен, хотя просил об
этом родителей, но они почему-то откладывали крещение. Мой приезд на
учебу в Тбилиси как раз совпал с активизацией национального движения,
со временем, когда появилось больше свободы, когда начали открывать
храмы. И я стал со своими друзьями ходить в Петропавловскую церковь.
Правда, мне, как некрещеному, приходилось на литургии покидать храм при
возгласе: «Оглашенные, изыдите!». Крестился я в 25 лет, 19 января 1990
года, после долгой подготовки под руководством своего духовника –
протоиерея Арчила Миндиашвили.
По словам отца Досифея, уже в семинарии он хотел стать монахом.
Но постриг был совершен гораздо позднее – в 2004 году. После
рукоположения батюшка служил в храме духовной академии и патриаршем
соборе Святой Троицы. В Бельгию был направлен в 2007 году.
–
В Брюсселе грузинская православная община святой царицы Тамары
образовалась в 2001 году, – рассказывает архимандрит Досифей. – Вначале
службы совершались в других православных церквях (обычно духовенством
из Франции). В 2004 году было арендовано помещение по улице Жандебьен.
Раньше здесь размещалась сербская церковь, но потом сербы перешли в
здание побольше. Кстати, вторая грузинская православная община –
равноапостольной Нины (в Антверпене) тоже арендует помещение.
Собственное здание антверпенская церковь имеет в селении Тимистер (к
востоку от Льежа). Там планируется открыть монастырь.
– Церковь в Брюсселе признана государством, поэтому священнику выплачивают зарплату, –замечает отец Досифей.
Почти все прихожане в брюссельской церкви святой царицы Тамары –
этнические грузины. Службы ведутся на грузинском языке. Литургии
служатся по воскресным и праздничным дням. В субботу вечером
совершается всенощное бдение, а в четверг – параклисис Божией Матери. В
церкви хранится частица мощей великомученика Георгия, а также
грузинских святых – преподобномучеников Гареджских.
– Из-за того, что даты многих православных праздников
приходятся на рабочие дни, большинство прихожан не имеет возможности
прийти на службу. Поэтому мы служим ночью, – рассказывает отец Досифей.
– Начинаем около 23 часов и заканчиваем около половины 3-го утра. Так
бывает на Крещение, праздник апостолов Петра и Павла, в другие дни.
Конечно, если в день православного праздника в Бельгии выходной, то мы
служим утром.
– А в чем вы видите принципиальную разницу в служении в Грузии и Бельгии? – интересуюсь я.
– Иногда возникает ощущение, что в Европе мы служим как первые
христиане среди язычников. Просто такова окружающая нас духовная
обстановка. Отсюда и нюансы для прихожан. Например, многие здесь не так
строго соблюдают пост. Если в Грузии дается общее благословение на
пост, то в Бельгии мы используем более индивидуальный подход. Иногда
допускаем послабление в еде, заменяем телесный пост молитвами. Хотя на
родине об этом даже не думали… Да и духовность православных в Бельгии
приобретает более внутренний, сокровенный смысл, не так явно выражаемый
в обрядах и традициях.
– Есть ли шанс у Православия на Западе выйти за сугубо
национальные рамки, превратившись в общезападную конфессию? – я не могу
обойти вниманием одну из моих любимых тем.
– Думаю, это маловероятно, – отвечает настоятель. – Конечно,
здесь есть многонациональные приходы, но говорить о том, что Церковь
диаспоры исчезнет, я бы не стал. Потому что роль играет не только вера
и традиции, но и собственность – то, кому принадлежат церковные здания,
святое имущество. Да, мы служим вместе на праздник Торжества
Православия, демонстрируя единство православных различных юрисдикций.
Но вряд ли у нас произойдет возвышение над традиционалистской
национальной составляющей.
В конце беседы я не преминул спросить у отца Досифея о том, как
отразился на взаимоотношениях с Русской Церковью военный конфликт
августа 2008 года. Не стали ли отношения между духовенством и мирянами
напряженнее и хуже?
– Полагаю, что никак не отразился, – подчеркнул батюшка. – С
архиепископом Брюссельским Симоном (Московский Патриархат) мы в хороших
отношениях. Правда, некоторые грузины перестали ходить в русские
церкви. Но большинство осталось. Так что в церковной среде, слава Богу,
это особых проблем не вызвало. Чему можно только порадоваться.
«Действительно, слава Богу, что не удалось в очередной раз
вбить клин между православными, живущими за рубежом», – думал я, когда
мы шли с отцом Досифеем к Северному вокзалу – Брюссель-Норд.
Бельгийцы с некоторым любопытством взирали на двух бородатых
мужчин в черном, один из которых к тому же был одет в длинную рясу.
«Конечно, монаху лучше жить в монастыре, – заметил отец Досифей. – Я бы
с удовольствием поселился в одной из обителей своей родины. Но надо
выполнять церковное послушание в Бельгии. Значит, такова воля Божия», –
кротко сказал батюшка, благословляя меня на дальнейший путь.
Сергей Мудров
|