Беседа с епископом Рашко-Призренским Феодосием
В дни Архиерейского Собора, проходившего с
17 по 20 ноября в Белграде, жизнь Сербской
Церкви была омрачена одним чрезвычайным
происшествием. В тот момент, когда сербский
епископат решал насущные вопросы жизни Церкви,
находящийся на покое епископ Артемий вместе со
своими последователями приехал без
благословения на Косово и произвел
попытку узурпации власти в
Рашко-Призренской епархии. Несмотря на то, что он
находился под временным запретом в
священнослужении, владыка Артемий
совершил литургию. При этом ему сослужили
клирики, большинство из которых также были под
запретом или же лишены сана по законному решению
Церковного суда. Прибывшие с
владыкой Артемием монахи попытались занять
нескольких монастырей на севере Косово и
в Рашской области.
Заведомо обреченная на провал
авантюра окончилась для владыки Артемия и его
единомышленников полным фиаско. Архиерейский Собор
Сербской Православной Церкви
охарактеризовал
его действия как раскольничьи и соборным
решением лишил его епископского сана.
Для выдворения бесчинствующих из
занятого ими монастыря пришлось прибегнуть в помощи
полиции.
Тем не менее, вернувшись в
центральную Сербию, бывший епископ Артемий уже
заявил ряду средств массовой информации,
что не признает «неканоничные» решения
Священного Собора и Синода, а среди
общественности продолжают ходить истории о
«неправедно гонимом защитнике
Православия».
Общественное мнение серьезно обеспокоено этим
вопросом и регулярно подогревается искаженной
информацией.
23 ноября 2010 года новоизбранный епископ
Рашко-Призренский Феодосий ответил в
интервью газете «Вечерние
новости» на несколько вопросов,
наиболее интересующих общественность в
связи с делом бывшего владыки
Артемия.
***
–
Лишенный сана владыка Артемий
утверждает, что решение о лишении его сана, как
и несколько предыдущих (о запрете пребывания
в Косове, запрете на
священнослужение) принято вопреки
церковному уставу, то есть без
рассмотрения на церковном
суде?
– Естественно, не нарушены ни
каноны, ни устав Церкви, так как в этом
случае это означало бы, что никто из 36
присутствовавших на Соборе
епископов, во главе с Патриархом
Иринеем, не знают правил Церкви.
Епископа, согласно канонам, должны судить не менее
12 архиереев. В случае бывшего
владыки Артемия Собор в тот момент уже
заседал, и поэтому было принято предложение, по которому
Собор был превращен в Церковный суд,
принявший полноправное и законное решение.
Собор выбирает епископов и имеет право
лишить их сана. Так происходило и раньше в истории.
– Но его защита там не была
слышна...
– Бывший владыка Артемий во
время заседания совершил попытку путча в
канонической епархии Сербской
Православной Церкви.
Участвовал в насильственном
захвате монастырей, не принадлежащих ему
канонически, и подписывал акты с
фальсифицированной печатью епархии. Для Собора это
было более чем ясным свидетельством и
доказательством вины. Поэтому
распространяемые бывшим владыкой спекуляции о
мнимой канонической необоснованности этого решения
совершенно беспредметны.
– Нанесли ли все эти события
вред Церкви, и было ли необходимым участие
Косовской полиции в монастырях Дубоки
Поток и Девине
воде?
– Защита имущества от узурпации –
легальное право СПЦ, как и любой другой
институции. Поэтому участие полиции, в этом
случае сербов из Косовской полицейской службы,
было единственно доступной нам возможностью.
Речь идет о КПС, которая находится в командной
структуре ЕУЛЕКС, а не Приштины.
ЕУЛЕКС не признает независимость
Косова и действует по мандату миссии
ООН. Собор занял твердую позицию:
собственность Сербской Церкви необходимо
вернуть в руки законных епархиальных
властей и не допустить организации на территори
Косова какой бы то ни было «раскольничьей
церкви», которая бы использовала
собственность Сербской Церкви. Искренно
говоря, мне тяжело из-за всего этого, но
служение Церкви должно быть превыше наших
ощущений.
– «Закрыт» ли этими
решениями случай бывшего владыки Артемия и
может ли он и в дальнейшем представлять
опасность для единства Сербской
Православной
Церкви?
– Я лично думаю, что бывший владыка
больше не представляет серьезной опасности для
Церкви, потому что этим решением Собор ясно и
недвусмысленно показал всем верующим
позицию Церкви по данному вопросу. Если
бы бывший владыка продолжил прежнюю
нецерковную деятельность и дальше бы
представлялся как «епископ
Рашко-Призренский», то, боюсь, могли бы
последовать дополнительные церковные меры.
Надеюсь и молю Бога, чтобы Артемий окончательно понял: с
Церковью играть нельзя.
– Известно, что
лишенный сана епископ пользуется поддержкой значительного
числа верующих в Косове. Может ли это
углубить уже существующие разделения между сербами
в Косове и Метохии?
– Народ в епархии не разделен около
вопроса поддержки бывшего владыки
Артемия. Никто не умаляет его прежние неоспоримые заслуги,
но здесь встает вопрос: за Церковь ли мы
или против нее? Сербский народ в Косове
и Метохии, как и в Рашской области, абсолютно
верен и останется верен Сербской
Православной Церкви.
– Как Вы
прокомментируете мнения, что за спиной всех событий
около лишенного сана владыки Артемия замешена и
политика?
– Патриарх Ириней и архиереи много раз
подчеркивали, что здесь речь об исключительно
церковной, а не политической проблеме. Судьба края
– вопрос всей Сербской
Православной Церкви, а не одного
епископа или политической партии. Поэтому наша
задача – в сохранении народного единства
и поддержки сербов, а не в занятии политикой и
разделении народа на подобных и неподобных.
Перевел с сербского Иван
Ушаков
|