Эта икона Божией Матери «Казанская» со
странной полустёршейся надписью латиницей на обороте:
«Eta ikona budet hranit was wsu
schizn» украшает Скорбященскую церковь в
Санкт-Петербурге. Одна из прихожанок рассказала её
удивительную историю.
|
|
— Однажды в храм вошла старая
женщина и всплеснула руками, увидев Казанскую икону
Богородицы. — «Как эта икона попала к вам?
Я же подарила её одному немецкому солдату! —
удивилась она. — Я узнала её по характерным
вмятинкам на окладе». Я пояснила, что икону
несколько лет назад передало храму немецкое
консульство, находящееся в нашем городе. Женщина
расплакалась, сказала, что её зовут Вера, и поведала,
как в своё время православная святыня их семьи
оказалась в Германии.
«Я бежала из родного села, оказавшегося в самом
центре боёв. Хотела уехать с сестрой и своими тремя
ребятишками ещё раньше, но мама тяжело болела и не вынесла
бы дороги. «Приеду позже», — пообещала я
сестре, отправляя её с детьми под Рязань, где в колхозном
посёлке жила наша тётка. Через месяц мама умерла, успев
благословить меня фамильной иконой Божией Матери
«Казанская». Этой иконой покойный дед
благословлял в своё время маму перед свадьбой, а мама 15
лет назад благословила нас с Сашей, хотя муж мой был
комсомольцем. Теперь икона лежала в моём тощем вещевом
мешке беженки. А сама я сидела под навесом одного из
станционных пакгаузов и следила за безумным танцем снежных
вихрей. Думать уже ни о чём не могла, лишь пыталась глубже
затолкать кисти рук в узкие рукава демисезонного пальто.
Холод и голод — вот всё, что я чувствовала. Тут,
громыхая, подкатил состав, двери вагонов открылись, и
фрицы, встав шеренгами, стали передавать друг другу
длинные ящики. «Оружие привезли» —
мелькнула равнодушная мысль. Но другая тотчас больно
уколола: «На фронт! Туда, где воюет мой Саша! Из
этих автоматов будут стрелять в него, в других русских
солдат… Вот проклятые!»
Удивительно, но немецкие патрули не обращали внимания на
меня — одинокую отощавшую от голода женщину. Не
помню даже, когда я последний раз ела: часики, обручальное
кольцо, мамины серёжки я давно уже обменяла на еду. Я
нащупала под заиндевелой тканью мешка латунный оклад.
«Заступница Пресвятая Богородица! — зашептала
окоченевшими губами. — Спаси и сохрани моих детушек,
сестру Надю. Сохрани и защити моего мужа, раба Божия воина
Александра».
«Что? Плёхо?» — раздалось над самым
ухом. Поднимаю голову: рядом со скамьёй стоит немецкий
солдат. В его голосе прозвучало сочувствие, и я ответила:
«Плохо». Немец сел рядом. Поставил на землю
толстый ранец, некоторое время копался в нём, потом
протянул руку: «Nimmt!» Это был квадратный
ломоть хлеба, на котором розовела полоска сала. Я приняла
угощение и впилась в него зубами. Немец достал из ранца
термос, налил в крышку дымящийся чай: «Heiss!
Gut!» Наверное, он был в карауле здесь, на станции.
На вид лет двадцать, голубоглазый. Лицо простоватое. И
волосы наверняка светлые, как у моего старшего сына
Андрейки, только не видно их под шапкой.
Немец указал рукой на паровоз, потом на меня и, смешно
сморщившись, видимо пытаясь найти слово, спросил:
«Тальеко?» — «Далеко! Теперь уже
не добраться!» Я вдруг стала рассказывать ему, что
надеялась добраться до тётки и как осталась безо всего. И
заключила: «А у меня там дети. Киндер.
Понимаешь?» Я показала рукой сверху вниз — мал
мала меньше. Парень кивнул: «O ja, Kinder!»
— «Но мне не доехать. И не дойти. Я просто
замёрзну». Я даже не сразу осознала, что плачу.
Немец опять потянулся к ранцу и вытащил увесистый пакет:
«На. Взять». Он открыл пакет и, тронув его
содержимое, лизнул палец: «Gut!» В пакете была
соль. Соль, которая сейчас стоила дороже золота. За соль
давали хлеб, молоко, да что угодно… В пакете было
не меньше трёх килограммов. А он теперь так вот просто
взял и отдал её мне, совсем незнакомой русской женщине.
Увидав моё ошеломленное лицо, парень улыбнулся и что-то
сказал. Я не поняла. Тогда он встал, завинтил свой термос,
сунул в ранец и, помахав рукой, пошёл прочь.
«Постойте! — бросаюсь за солдатом вдогонку.
— Вот, возьмите, пожалуйста». Протягиваю ему
икону. «Was ist es?» — «Эта икона
будет хранить вас всю жизнь», — говорю твёрдо.
Он не понял. Снова повторяю: «Эта икона будет
хранить вас всю жизнь». Солдат достал из кармана
химический карандаш, послюнил и, перевернув доску,
попросил произнести ещё раз. И пока я медленно, по слогам,
говорила, он выводил на доске латинскими буквами:
«Eta ikona budet hranit was wsu schizn».
Больше мы никогда не встречались… А я, выменяв на
соль тёплую одежду, валенки и хлеб, добралась до Рязани. В
сорок пятом вернулся с войны муж Саша».
Внимательно выслушав взволнованную женщину, я с радостью
пересказала то, что мы узнали от представителей немецкого
посольства, передавшего Казанскую икону нашему храму. Тот
немецкий солдат прошёл всю войну. У него на глазах
погибали его товарищи, однажды взорвался грузовик, в
котором он ехал, но он успел выскочить за мгновение до
взрыва. Остальные погибли. В конце войны снаряд ударил в
блиндаж, который он покинул также за одно мгновение.
Незримая сила русской иконы надёжно хранила его. И тогда
он многое понял и переоценил в своей жизни, и его душа
раскрылась для молитвы. Он вернулся домой, женился,
вырастил детей. Икону поместил в красивом киоте на
почётном месте и всю жизнь перед нею молился. А когда стал
стар, наказал старшему сыну после своей смерти отнести дар
русской женщины в российское консульство: «Эта икона
жила в России и должна туда вернуться. Пусть передадут её
в Ленинград, город, выстоявший в блокаду, умиравший от
холода и голода, но не сдавшийся».
Так в середине девяностых годов в одной из вновь
открывшихся церквей Санкт-Петербурга, где настоятелем
тогда был протоиерей Александр Чистяков, появилась
небольшая икона Божией Матери «Казанская» со
странной латинской надписью на обороте.
Ирина Блинова
Православный Санкт-Петербург
22 / 01 / 2009 Материал взят с портала pravoslavie.ru
|