Сербское Сараево торжественно отмечает день памяти своего
небесного покровителя – священномученника Петра, митрополита
Дабро-Боснийского. 16 сентября митрополит Дабро-Боснийский Николай
совершил Божественную литургию в храме священномученика в Войковичах.
После литургии был совершен крестных ход, а затем состоялось освящение
и преломление традиционного Славского колача. 17 сентября торжества
продолжились в храме пророка Илии на Сокоце. Митрополит Николай также
совершил здесь Божественную литургию, преломил колач и поздравил
граждан Восточного Сараево с их Крестной Славой – днем памяти
свмч.Петра. По решению городской скупщины в этот день отмечается и день
города.
По словам мэра Восточного Сараево Радомира Кезуновича,
праздничные мероприятия, посвященные дню памяти свмч. Петра, проходят
уже несколько дней. Говоря о причине выбора священномученика в качестве
небесного покровителя Восточного Сараево, господин Кезунович отмечает,
что в жизненном пути и подвиге святого прослеживается неразрывная связь
с судьбой города.
***
Многострадальная земля сербской Боснии и Герцеговины на протяжении
веков обагрялась кровью мучеников за Христа. Особенно трагичным в этом
отношении было время турецкого владычества, но не стал исключением и XX
век, когда Сербскую Церковь внось постигли суровые испытания. Во время
Второй мировой войны земли Боснии и Герцеговины оказались в составе
марионеточного Независимого хорватского государства, на территории
которого развернулся террор в отношении православного духовенства и
сербского населения. В это жестокое время не могла остаться
незамеченной и фигура митрополита Добро-Боснийского Петра, являвшего
собой идеал сербского архиерея, народного вождя и верного пастыря стада
Христова.
Владыка Петр происходил из самого сердца сербской Герцеговины.
Его отцом был прославленный народный герой, священник и воевода Богдан
Зимоньич, участник знаменитого восстания 1875 года. По примеру своего
отца владыка Петр всю свою жизнь был неразрывно связан с судьбой
православного народа Боснии и Герцеговины.
Йован Зимоньич родился 24 июня 1866 года в Грахове. Получив
начальное образование в родном доме, он в 1887 году закончил семинарию
в Рельево и поступил на Православный богословский факультет в
Черновцах. В 1892 году он с успехом защищает диплом, после чего
проводит год в Венском университете. В 1893 – 1901 гг. уже преподает в
Богословском училище в Рельеве. 6 сентября 1895 года принимает
монашеский постриг с именем Петр в монастыре Житомислич, а в течение
двух последующих дней происходит его рукоположение в сан иеродиакона, а
затем иеромонаха.
Неутомимый труженик и талантливый педагог, отец Петр
пользовался особой любовью семинаристов. Его отличала особая
скромность, любезность в обхождении и искренность. 20 июля 1901 г.
иеромонах Петр получил назначение на место консисториального советника
Дабро-Боснийской митрополии, в 1903 г. был произведен в архимандриты.
На этой должности его и застало избрание митрополитом
Захолмско-Герцеговинским. Известие о его избрании было встречено в
православной Герцеговине с особым воодушевлением. 27 мая 1903 года в
кафедральном соборе Мостара состоялось хиротония нового владыки.
Новому архиерею предстояла нелегкая задача – восстанавливать запущенную
епархию и одновременно вести с австрийскими властями нелегкую борьбу за
сербскую автономию в сфере образования. Борьба эта в известной мере
закончилась к 1905 году, после чего митрополит Петр смог больше времени
посвятить работе церковных органов, постройке храмов и организации
сербских школ. Владыка приступил к активному церковному строительству в
Герцеговине. Помимо многочисленных храмов, им был построен большой
митрополичий двор в Мостаре[1], а в монастыре Житомислич открыто
монашеское училище.
Тем временем в Боснии и Герцеговине произошли политические
события, негативно повлиявшие на положение Сербской Церкви и
православного населения. В 1908 году Австро-Венгрия произвела аннексию
Боснии и Герцеговины, и надежды сербов на скорое освобождение от
иностранного владычества рухнули. Затем последовала череда Балканских
войн, а начало Первой мировой войны было ознаменовано террором в
отношении православного духовенства. Несколько священников вверенной
владыке Петру епархии были убиты или окончили дни в концентрационных
лагерях. Сам митрополит Петр во время войны оставался на своей кафедре
и делал все возможное, чтобы облегчить положение православной паствы.
Патриот, бесстрашный защитник народных и церковных интересов, он
неоднократно проявлял готовность идти до конца. Еще накануне объявления
Австро-Венгрией войны Сербии, митрополит Петр во время беседы в
кафедральном соборе потребовал от австрийского генерала прекратить
изгнание сербов, обещая в противном случае обратиться к императору или
призвать сербский народ к восстанию. Во время разразившегося во время
войны голода владыка собирал детей и отправлял их в более благополучные
районы.
В 1918 году на карте мира появилось новое государство –
Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года – Королевство
Югославия). Босния и Герцеговина вошли в его состав, и владыка Петр
активно включился в работу по объединению некогда разрозненных частей
Сербской Церкви.
После окончательного восстановления патриархии владыка был
перемещен на митрополичью Дабро-Боснийскую кафедру в Сараево, продолжая
при этом осуществлять административное управление
Захолмско-Герцеговинской епархией. Его деятельность по-прежнему была
направлена на евангельское благовестие, проповедь мира и добрососедства
в многонациональной Боснии. Сохранились свидетельства о том, что многие
боснийские мусульмане и католики хорошо знали и уважали владыку. Когда
он отправлялся на прогулку через мусульманский квартал Сараево, местные
торговцы и ремесленники выходили, чтобы с почтением поприветствовать
его. Каждое Рождество митрополит лично посещал и поздравлял местного
католического архиепископа.
За время его управления митрополией было построено и освящено
множество новых храмов. Перед Второй мировой войной в Новом Сараево по
проекту архитектора Александра Декоро был воздвигнут великолепный храм
Преображения Господня. В планах у митрополита было строительство
семинарии в Сараево. В Дабро-Боснийской митрополии плодотворно
действовало «Братство святого Саввы», занимавшееся распространением
книг и журналов религиозно-нравственного содержания и организацией
лекции. Под руководством Церкви осуществлялись благотворительные акции,
действовали детский дом и столовая для сирот. Особое внимание владыка
уделял преподаванию Закона Божьего, уроки которого сам нередко посещал.
Владыка Петр установил в отношениях с духовенством и народом
удивительную гармонию, им было рукоположено около 40 священников. За
свои труды владыка был награжден орденом Святого Саввы I степени,
звездой Карагеоргия и орденом Белого Орла IV степени. Об авторитете
митрополита Петра говорит и то, что, когда после смерти патриарха
Варнавы (Росича) в 1938 году проходили выборы нового предстоятеля
Сербской Церкви, его имя было в числе наиболее вероятных кандидатов на
патриарший престол. Когда вопрос об избрании нового патриарха еще не
был окончательно решен митрополит Петр, по воспоминаниям патриарха
Гавриила (Дожича), сам лично пришел к нему и на коленях просил принять
на себя этот нелегкий крест.
6
апреля 1941 года произошло нападение Германии и ее союзников на
Югославию. В этот же день Сараево, наряду с Белградом и другими
городами, подверглось сильной бомбардировке немецкой авиацией.
Митрополит Петр находился в это время в городе. Из-за сильных
бомбардировок владыка по настоянию своих приближенных на некоторое
время покинул Сараево, но 21 апреля уже снова вернулся в свою
резиденцию. В это время в Сараево уже орудовали отряды усташей, повсюду
проходили аресты и погромы, но желание быть со своей паствой,
превозмогло предостережения близких. О мужестве архипастыря говорит то,
что в это время он уже знал о трагической гибели своего собрата –
епископа Банялукского Платона (Йовановича). Тем не менее, на
поступавшие со всех сторон советы перебраться в более безопасное место,
митрополит отвечал решительным отказом. «Там где я делил с народом
добро, – говорил владыка, – я делю с ним зло и поэтому должен разделить
с народом судьбу и остаться на своем месте».
27 апреля 1941 года офицеры Гестапо провели обыск в здании
митрополии. Во время обыска один из немецких офицеров спросил у
владыки: «Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?»
При этом он добавил, что владыку следовало бы убить. На оскорбительные
обвинения в отношении сербских архиереев митрополит смело ответил:
«Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого
не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды которую
легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь…». Владыка указал
гестаповцу, что именно немцы виноваты в том, что хорватские усташи
безнаказанно творят повсюду насилие.
Одним из первых официальных распоряжений властей «независимой»
Хорватии стал запрет на употребление кириллицы. В начале мая 1941 года
усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале,
позвонил митрополиту Петру и требовал дать распоряжение православному
духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу. Надписи на
официальных документах и печатях должны были быть срочно заменены на
латиницу. При этом Брале заявил, что в случае невыполнения приказа,
ответственность ляжет непосредственно на владыку. Ответ митрополита
Петра был краток: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а, кроме
того, война еще не закончена».[2]
Твердая позиция православного архипастыря проявилась и в отказе
совершать благодарственный молебен в честь главы усташского государства
палача Анте Павелича. Отдавая себе отчет в происходящем, владыка ожидал
ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом.
12 мая 1941 года полицейские агенты увели владыку Петра из
митрополии в свое управление. Через три дня владыку привели в
митрополию, где была проведена опись денежных средств и изъяты панагии,
награды и ценные бумаги. 17 мая митрополит Петр был доставлен в Загреб
и помещен в полицейскую тюрьму. По свидетельству одного из его
сокамерников, несмотря на сильную усталость и преклонный возраст,
владыка держался мужественно, и своим поведением влиял на настроение
других арестованных. Из Загреба владыку перевели в лагерь Керестенац,
где его обрили, отняли мантию и подвергли жестоким издевательствам.
Позднее митрополит Петр был отправлен в концентрационный лагерь Госпич,
где его опять ждали пытки и издевательства. По свидетельству очевидцев,
его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, издеваясь,
заставляли произносить проповеди перед заключенными.
Дальнейшая судьба митрополита точно неизвестна. На протяжении
1941-1942 гг. Священный Синод Сербской Православной Церкви неоднократно
пытался выяснить судьбу архиерея и добиться его освобождения, но это не
принесло никаких результатов.
Существует несколько версий мученической кончины митрополита
Петра. По одной из них он был переведен из Госпича в лагерь Ядовна, и
зверски убит здесь ударом молотком по голове, после чего его тело было
сброшено в одну из пропастей, ставших могилами для тысяч невинных
жертв. По другой версии митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац,
а его тело сожжено в печи для обжига кирпичей. Место погребения
отстанков священномученика так и осталось неизвестным. Однако
бесспорным является то, что он принял мученическую кончину за Христа и
верность Православию, до конца исполнив слова Спасителя: «Пастырь
Добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10.11)
Память
о владыке Перте, народном герое и мученике, навсегда осталась в сердцах
его верной паствы. В 1982 году, в связи с 40-летием мученической
кончины владыки Петра, его наследник на Сараевской кафедре митрополит
Дабро-Боснийский Владислав писал: «Благодаря своей доброте,
благородному сердцу, митрополит Петр пользовался большим авторитетом у
всех горожан, не взирая вероисповедание и национальность… Проповедуя
любовь, всепрощение и милосердие, он мученически положил живот свой….
Да будет вечная слава и хвала митрополиту Петру-мученику!»
В 1998 году Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви
прославил митрополита Петра в лике священномучеников. Сейчас в его
честь построено уже несколько храмов. Протоиерей Иван Гргур, священник
из родного края священномученика Петра говорил о нем: «Всякое житие, не
только святых, но и простых людей имеет две стороны - земную и
небесную, телесную и духовную. Митрополит Петр шел путем герцеговинских
людей и героев, подобно своему отцу воеводе Богдану, но неоспоримо, что
к нему можно применить биографию святых людей. Он был и народный
человек, и добрый пастырь стада Христова, добросовестный достойный
добродетельный зодчий, строитель и труженик в винограде Господнем,
соединивший в себе сущность православной веры с сущностью народной
души... он был человеком мягкой природы, полный такта и ума: его труд
был спокойным, монашеским, преданным Богу, Церкви и народу. Личность
выразительно светлого характера, которая поэтому и заняла особое место
в тяжелые времена. Человек, чье имя и дело глубоко врезалось в душу и
сердце сербского народа. Старательный собиратель духовной и моральной
силы в себе самом и лучший выразитель этой силы в широком
церковно-народном плане. Всей своей жизнью и деятельностью митрополит
Захолмско-Герцеговинский и Дабро-Боснийский Петр Зимонич принадлежит к
числу наиболее значительных и заслуженных личностей Сербской Церкви и
народа сербской Боснии и Герцеговины».
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Митрополичий двор в Мостаре был сожжен и разрушен
хорватскими усташами во время войны в 1992 году. Тогда же был взорван
кафедральный собор Св. Троицы.
[2] После войны обвиняемый в аресте митрополита Петра Божидар
Брале предстал перед судом. На процессе он отрицал свою причастность к
расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: «…По
показаниям свидетелей Зимонич исчез после телефонного разговора с
обвиняемым, во время которого обвиняемый кричал на Зимоича и угрожал
ему...».
Впервые опубликовано в газете "Церковный вестник" 19/09/2007
Материалы взяты с портала pravoslavie.ru
|