Один из русских подвижников благочестия, потрудившихся
на ниве укрепления Православия в Северной Америке в ХХ веке, –
архиепископ Виннипегский Арсений. В Канаде он оставил о себе столь
добрую память, что, хотя официально владыка еще не причислен к лику
святых, в Канадской епархии Православной Церкви в Америке сложилось его
почитание как местночтимого святого, и по благословению архиепископа
Оттавского Серафима ему составлены службы, написаны иконы, житие,
установлен день памяти – 21 сентября / 4 октября. Архиепископ
Арсений (в миру Андрей Львович Чаговцов) родился 10 марта 1866 года в
семье псаломщика. Окончил Харьковское духовное училище и Харьковскую
духовную семинарию, в 1885 году женился, в следующем году в семье
родился сын Дионисий. [1]
В 1887 году будущий архиепископ был рукоположен в сан диакона, а в
1890 году – в сан иерея, служение проходил в сельских храмах
Харьковской губернии. В церковно-приходской школе учил закону Божию. В
1890-е годы умерла его супруга Параскева. Это горе сильно повлияло на
него. Он одел на себя железные вериги, построил дубовый гроб и в нем
спал. Как сам владыка Арсений вспоминал впоследствии, «я был или близок к
прелести духовной, или к полному помешательству». Священник отправился
странствовать по святым местам, ему доводилось сослужить святому Иоанну
Кронштадтскому, общаться с Валаамскими старцами. Так он определился с
выбором дальнейшего пути, и в ноябре 1900 года подал архиерею прошение о
принятии иноческого чина, которое вскоре же было удовлетворено.
23 ноября он принял монашество с именем Арсений и был определен в
число братии Куряжского Преображенского монастыря. В это время
святитель Тихон, будущий патриарх Московский и всея Руси, а тогда
Северо-Американский архиепископ, набирал священников и мирян, желающих
послужить распространению и укреплению Православия в Америке, и отец
Арсений с готовностью откликнулся на этот призыв. В 1902 году, согласно
прошению святителя Тихона, иеромонах Арсений был назначен Святейшим
Синодом в Американскую православную миссию.
При прощании с братией Куряжского монастыря отец Арсений сказал:
«Сейчас я иду в страну Нового Света, с крестом и Евангелием в руках
начну слово призыва; где ум станет бездействовать, где слово изнеможет,
там сердце открою и любовию восполню. Но знаю, не легок и сей путь,
цветами скорбей и лишений украсится он. Готов ко всему этому, я
разлучаюся с вами и об одном прошу вас, братия: не забудьте меня в своих
молитвах, покройте мои немощи своею братскою любовью и своими молитвами
облегчите скорби моего апостольского служения».
В США иеромонах Арсений прибыл в январе 1903 года и был назначен
настоятелем одного из приходов Нью-Йорка. Он помогал святому Алексию
(Товту) в трудах по обращению украинских униатов в Православие. В 1904
году стал настоятелем прихода в Мэйфилде (штат Пенсильвания), который
незадолго до того перешел из униатства. Здесь отцу Арсению приходит
мысль об устроении первого на Американском континенте православного
монастыря, которую горячо поддержали прихожане, а также и святитель
Тихон.
В 1905 году в штате Пенсильвания был открыт Свято-Тихоновский
монастырь и при нем сиротский приют. Землю удалось приобрести благодаря
пожертвованиям прихожан. Настоятелем был назначен отец Арсений, и тогда
же синодальным определением он был возведен в сан игумена. На чине
возведения в игумена присутствовал еще один известный миссионер в
Америке – священномученик Александр Хотовицкий.
На торжества в честь открытия обители прибыли святитель Тихон,
епископ Рафаил, святой Алексий (Товт) и множество верующих. Свидетели
описывают это торжества как необычайно радостное событие для всех
присутствовавших.
В апреле 1907 года игумен Арсений получает благословение на
трехмесячный отпуск для посещения России и едет туда, намереваясь найти
насельников для монастыря и жертвователей. Во время его пребывания в
России святителя Тихона перевели на Ростовскую кафедру, а на
Северо-Американскую вступил архиепископ Платон (Рождественский). Из
России игумен Арсений привез не только значительную сумму денег на
монастырь, но и 50 частиц святых мощей, полученных им из Московской
синодальной конторы для Северо-Американской епархии.
В 1908 году архиепископом Платоном игумен Арсений был назначен
благочинным и администратором миссии в Канаде с центром в Свято-Троицком
храме города Виннипега. Прибытие игумена Арсения и его проповедническая
деятельность сильно оживили православную жизнь в Канаде. Здесь он также
обратил многих украинских униатов к Православию – этому способствовало
знание им украинского языка, а также особый проповеднический дар, за
который его прозвали впоследствии «канадским Златоустом», а святой
страстотерпец император Николай II, впечатленный прочитанными в журнале
проповедями отца Арсения, наградил его золотым крестом с объявлением
благодарности. А от Синода в 1909 году за миссионерские труды игумен
Арсений был удостоен звания архимандрита.
В Виннипеге при помощи прихожан отец Арсений приобрел для миссии
земельный участок, на котором был выстроен дом для проживания священника
и студентов. Он надеялся устроить здесь семинарию и монастырь, однако
эти проекты не были завершены, хотя устроенная им приходская школа
действует здесь и до сего дня. Поскольку церковь города Эдмонтон и
приходы прилегающих сел нуждались в священнике, архимандрит Арсений
переехал служить туда. Отец Арсений основал периодическое издание
«Канадийская нива», привлек в Канаду нескольких священнослужителей,
устроил в Эдмонтоне пастырские курсы, что было очень важно, так как
канадские приходы сильно страдали от нехватки священников. Другой
проблемой миссии была, как он сам говорил, «полная нищета и
задолженность», борясь с которой, архимандрит Арсений и сам обнищал.
За время служения в Канаде сильно ухудшилось здоровье
архимандрита Арсения, что вынудило его обратиться к архиепископу Платону
с просьбой об увольнении. Получив благословение, он в 1910 году уехал
из Канады в Россию. Канадские прихожане были очень этим опечалены; никто
из них тогда не мог предположить, что эта разлука – временная.
На родине архимандрит Арсений уже 6 июля 1910 года был определен
на место нового служения в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской
губернии. В начале 1911 года его назначили помощником епархиального
миссионера, а в 1913 году – епархиальным миссионером. В эти годы он
отличился в миссии среди баптистов, евангелистов и скопцов.
В ноябре 1913 года отец Арсений был назначен наместником
Григорьевского Бизюкова монастыря Херсонско-Одесской епархии, а также
начальником пастырско-миссионерской семинарии при монастыре, где с 1915
года преподавателем семинарии был священномученик Онуфрий (Гагалюк).
Здесь архимандрит Арсений трудился до февраля 1917 года, когда он по
высочайшему повелению был назначен проповедником в армии.
Под впечатлением от бед и страданий, которые принесла революция,
отец Арсений присоединился к Белой армии и был председателем Комиссии по
сбору средств на нужды Белой армии. Однажды он попал в плен к
большевикам и вместе с некоторыми другими был приговорен к расстрелу,
который должен был состояться на следующее утро. Всю ночь архимандрит
провел в молитве, а утром появились немецкие солдаты и освободили
осужденных. После этого отец Арсений отправился в Сербию, куда прибыл в
1920 году. До 1923 года он служил приходским священником на сербском
приходе Миляновцы в Македонии. С 1923 по 1924 год был наместником
монастыря Трескавец, а с 1924 по 1926 годы – настоятелем монастыря во
имя святых архангелов в Марковом Граде и преподавателем закона Божия в
гимназии города Прилеп (Македония).
В это время канадская паства узнала о том, что их пастырь жив, и
обратилась к митрополиту Платону (Рождественскому) с просьбой о том,
чтобы он посодействовал возвращению их пастыря, причем уже как епископа.
Митрополит Платон отправил запрос об этом в Сербскую Церковь.
Архимандрит Арсений получил благословение оставить служение в Южной
Сербии и переехать в Америку. В 1926 году Собором православных епископов
в Америке он был избран во епископа Виннипегского и 24 мая того же года
хиротонисан в Белграде с благословения Сербского патриарха.
Сначала епископ Арсений отправился в Нью-Йорк, чтобы встретиться с
митрополитом Платоном, затем навестил милый его сердцу
Свято-Тихоновский монастырь, а потом уже поехал в Виннипег. С прибытием
его православная жизнь в Канаде оживилась. Владыка начал выпускать
епархиальный журнал «Канадийский православный миссионер», посещал
приходы по всей стране.
Однако положение дел у православных Канады сильно изменилось за
16 лет, прошедших со времени его отъезда в Россию. Появившиеся в России
обновленцы своими идеями оказывали влияние и на умы некоторых людей в
Канаде, появились также различные группы украинских националистов со
своей раскольнической идеологией. По словам очевидцев, владыке Арсению
довелось вынести множество скорбей как от тех, так и от других и вести
борьбу на несколько фронтов. Доходило до того, что раскольники даже
покушались на его жизнь, обстреляв ночью его дом в Каноре, причем
владыка был ранен в ногу. А в Эдмонтоне они ворвались в храм и напали на
священника Александра Кизюка, сорвали с него облачение, выволокли из
храма и избили.
В 1928 году епископ Арсений пишет послание приходам, призывая к
укреплению дисциплины. В нем он, помимо прочего, заповедует: «Ни под
каким видом не вводить в жизнь церковную политики и всеми силами
искоренять национальный шовинизм. Для пастыря должен быть дорог всякий
пасомый, выходит ли он из Великой, Малой, Червонной, Белой, Карпатской
Руси, из Буковины, Румынии, Сербии, Болгарии, Греции и так далее. Прежде
всего – Православие. Но это вовсе не значит, что не надо
сохранять национальный язык. При каждой церкви необходимо устраивать
приходскую школу и обучать детей грамоте на материнском языке, а
главное, вести катехизацию хотя бы по воскресным дням».
Епископ Арсений основал Сифтонский Спасо-Вознесенский монастырь, а
при нем в 1929 году открыл богословские курсы, на которых сам
преподавал, готовя кандидатов в священство. При этом говорил о
необходимости создания семинарии и опоры на кандидатов из числа местных
православных, указывая, что из России теперь невозможно кого-либо
выписать, а из США трудно кого-либо ожидать, «так как Канада считается
"Сибирью”, из которой стараются убежать сколь возможно скорее». При
монастыре владыка также создал и сиротский приют.
Затем епископ взял на себя необычное послушание: попросил
благословения митрополита Платона на сбор денег в Америке для канадских
северо-западных приходов. Говоря о причинах, толкнувших его на этот шаг,
он писал: «На 220–300 миль нет ни одной церкви или даже часовни; нет
кладбищ; дети остаются без крещения, умершие без отпевания. Инославные
миссионеры, особенно французские, строят храмы, где нет вообще их
верующих, и зазывают наших. Русь святая когда-то посылала к чужим
народам своих миссионеров. Неужели теперь, когда просят хлеба духовного
свои, родные по вере и крови, нам суждено закрыть глаза и уши и сказать
монотонно: "Мы бедны”? Я, как епископ Церкви, видевший положение, боюсь
Бога и Его суда, чтобы махнуть на все это рукой; мне жаль душ
православных отдавать на растерзание инославным… Сознаю, что не в мои 64
года принимать на себя такое послушание, но считаю, что лучше сократить
свою жизнь в огне служения ближнему, чем тлеть медленным пламенем».
Зимой 1930 года владыка получил благословение на это от
митрополита Платона и собирал в США деньги на нужды канадских приходов.
Начиная с Нью-Йорка, он путешествовал от храма к храму, где совершал
богослужения, рассказывал о тяготах православной Канады, проповедовал.
Эти труды оказались полезны не только для материального укрепления
канадских приходов, но и для духовного укрепления православных
американцев, которые толпами ездили от церкви к церкви за владыкой.
В декабре 1935 года епископ Арсений снова посещает США, чтобы
принять участие в Соборе русских православных епископов, который прошел в
Свято-Тихоновском монастыре под председательством митрополита Феофила
(Пашковского). На нем владыка Арсений особенно старался содействовать
умиротворению церковных раздоров как на Американском континенте, так и в
отношениях с матерью-Русской Церковью.
В 1937 году 70-летний владыка просит благословения уйти на покой,
и в январе 1938 года получает ответ, определяющий ему пребывать на
покое в основанном им Свято-Тихоновском монастыре (США) и устроить при
нем школу. Уже осенью 1938 года епископ открыл при монастыре пастырское
училище, позднее преобразованное в семинарию, а в 1939 году при его
активном участии создается при монастыре дом для престарелых
священнослужителей.
Учитывая заслуги епископа Арсения в деле укрепления Православия
на Американском континенте, Собором Северо-Американской митрополии было
решено возвести его в сан архиепископа.
Пребывая на покое, владыка не позволял себе праздности. Он
посещал местные приходы, приезжал на конференции и т.д. В 1941 году
архиепископ разрабатывал чертежи и смету на постройку нового здания для
детского приюта и 27 марта получил одобрение митрополита Феофила на это
благое дело.
Также архиепископ благословил введение богослужений на английском
языке в монастырской школе – несмотря на сопротивление некоторых
насельников. Вот как сам он описывает это: «В субботу 13 декабря 1941
года иеродиакон отец Василий испросил моего благословения произнести за
всенощной начальную мирную ектению по-английски, что было предварительно
разучено на спевках семинаристами под руководством преосвященного
епископа Алексия.
Когда после "Благослови, душе моя, Господа” отец Василий начал
возглашать мирную ектению по-английски, а певчие отвечать тоже
по-английски, то чередной священнослужитель, игумен Варсонофий,
возмутился и стал громко, стоя в алтаре в облачении, нарушая порядок
службы и к великому смущению молящихся, кричать: "Что это за новости? Я
ничего не понимаю, я не буду служить!”…
Я ответил отцу Варсонофию, что если он служить не хочет, то может
не служить, разъяснив ему как неуместность и недопустимость его
выходки, так и возможность и даже желательность употребления за нашим
богослужением английского языка. Отец Варсонофий разоблачился и
демонстративно покинул алтарь. Тогда я наложил на себя епитрахиль и
возгласил по ектении "Яко подобает”, передав затем дальнейшее служение
всенощной отцу Прокопию.
Сегодня во время возглавляемой мною литургии игумен Варсонофий не
явился служить и в церкви не был. Отец Василий произнес мирную ектению
по-английски, хор отвечал по-английски, "Верую” читал тоже по-английски
студент П. Роздольский, студент М. Савчак проповедовал по-русски – и
инцидентов никаких не было».
В 1944 году владыка Арсений принимал активное участие в
подготовке и проведении торжеств в честь 150-летия существования Русской
Православной Церкви в Северной Америке.
Почил архиепископ Арсений 4 октября 1945 года в возрасте 79 лет.
Отпевание его совершили четыре архиерея и более 50 священников и
диаконов.
[1] Дионисий Чаговцов впоследствии
стал священником. 28 ноября 1937 г. расстрелян органами НКВД. 16 января
1989 г. реабилитирован.
|