Среда, 28-Июн-2017, 00:04

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

 
Категории раздела
Новости и обновления на сайте [18]
Новости кафедры [9]
Студенческая жизнь [4]
Православные праздники [38]
Обзоры новостей и событий [107]
Радио Alfa [2]
Новости России и мира [15]

Информер погоды
Яндекс.Погода

Пробки в Екатеринбурге
Пробки на Яндекс.Картах

Что нового на форуме?

Главная » 2011 » Февраль » 4 » Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2011 года) Часть 2
09:23
Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2011 года) Часть 2

Миссионерское служение

Несмотря на оживление интереса к проблемам миссионерского служения и реализованные в последнее время значимые инициативы, миссионерская деятельность Русской Православной Церкви пока не носит систематического характера. Миссия как проповедь для пробуждения веры присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Эта заповедь Спасителя является основанием для всей деятельности Церкви, направленной вовне. Можно говорить о миссионерских задачах в области социальной деятельности, молодежного служения, диалога с обществом, информационной работы и так далее. Но сейчас я хотел бы поделиться размышлениями о миссионерских задачах в более узком смысле: о задачах, стоящих перед профильным Синодальным отделом. Ему надлежит усилить работу по созданию миссионерских методов и по координации деятельности епархий в области миссии. Первая задача – качественное изменение уровня так называемой внутренней миссии, то есть катехизации тех, кто был крещен, но не воцерковлен. Вторая задача – создание отвечающей сегодняшним нуждам Церкви системы подготовки тех, кто приступают к Таинствам: не только ко Крещению, но и, например, к Браковенчанию. И третья – дальнейшее развитие работы среди малых народов, живущих в отдаленных краях.

Сегодня иногда говорят о необходимости создавать «миссионерские приходы». Однако само это словосочетание звучит странно. Разве может приход не быть миссионерским? Полагаю, что, наряду с введением штатных единиц приходских социальных, молодежных работников, а также работников сферы образования, нам надо прийти и к созданию миссионерских служб приходов, возглавляемых активными членами общин, для организации всего миссионерского служения на приходе. Такие службы могут быть устроены в крупных городских храмах, в храмах районных центров, при Духовных семинариях и монастырях, при домовых храмах высших учебных заведений и социальных учреждений Церкви.Синодальному миссионерскому отделу надлежит разработать необходимые нормативные и методические документы и представить их на рассмотрение Священного Синода.

Очень многое для миссии можно сделать, даже не выходя из храма. Сам храм притягивает к себе сотни и тысячи людей из числа тех, кто был крещен, но не воцерковлен. Такого человека в храме должен встречать не грубый отпор активисток не по разуму,включая стоящих за свечным ящиком, а приходской миссионер, который объяснит,какие святыни находятся в храме, тактично подскажет, где поставить свечу и как перекреститься, а заодно — и это самое главное — зачем и почему это нужно. Если беседа завяжется, можно потом и обменяться номерами телефонов, продолжить общение и в итоге привести человека к воцерковлению. С этой же целью приходской миссионер мог бы организовывать экскурсии, беседы во внебогослужебное время. Возможностей — множество. Прошу Синодальный миссионерский отдел подготовить методические указания для деятельности приходских миссионеров.

Назрела необходимость в повсеместном создании катехизических курсов для взрослых. При этом нужно выработать гибкую систему подготовки людей ко Крещению и катехизации после него, которая предполагала бы различные подходы. Для усиления миссионерской деятельности на приходе следует создавать семейные, молодежные, подростковые и детские клубы, кружки и досуговые центры, школы молодых семей. Можно также рекомендовать создание миссионерско-апологетических интернет-ресурсов при каждом епархиальном миссионерском отделе.

В прошлом году я посетил Якутию, а также Камчатку, побывал в Корякии и на острове Беринга. В этих отдаленных краях России имел возможность встретиться с представителями малочисленных коренных народов, от которых у меня остались самые добрые впечатления. Вместе с тем я увидел и проблемы этих малых народов: безработица, алкоголизм, высокая преступность, растущее количество самоубийств. Пользуясь бедственным положением этих людей, различные секты, преимущественно заграничного происхождения, тянут их в свои сети. Наш долг — помочь малочисленным коренным народностям, мы должныактивизировать свою работу среди них, стать продолжателями дел русских миссионеров, которые вместе со Словом Божиим несли этим людям реальную помощь, в первую очередь — в организации их культурной жизни. Ведь именно русские священникисоздали якутскую грамоту и литературный язык, которые пересекали тысячи километров, чтобы напечатать книги для якутов в столичных Синодальных типографиях. Самая добрая память хранится до сего дня об этих людях в среде якутской интеллигенции. Для начала считаю необходимым принять соборное заявление о жизни и проблемах малочисленных коренных народов, а также изучить возможность создания в Якутии семинарии, где будут, в том числе, изучаться местные языки и культура коренных народов Севера и Дальнего Востока.

Следует поддержать практику создания миссионерских станов в епархиях Севера и Дальнего Востока, а также временного командирования клириков на два-три года для служения в этих епархиях. Возникает вопрос о кадровом обеспечении этих направлений. Мною уже давалось поручение Учебному комитету разработать систему распределения выпускников Духовных школ, учитывающую как интересы епархий, направляющих своих студентов на обучение, так и нужды наименее обеспеченных кадрами епархий. Полагаю, что для этого необходимо создать комиссию по распределению с участием представителей различных Духовных школ и Управления делами Московской Патриархии. Прошу председателя Учебного комитета ускорить соответствующую работу и представить предложения в возможно краткие сроки.

Должна быть выработана система поощрения духовенства и мирян, трудящихся в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, в государствах Средней Азии и в иных регионах, удаленных от исторических церковных центров. Клирики, возвращающиеся из долгосрочных командировок в более благополучные регионы, должны быть уверены в том, что получат достойное назначение и место проживания. Следует помнить и о достойной оплате труда священнослужителей, занимающихся миссионерской деятельностью и в силу этого не несущих приходского послушания.

Не следует забывать также о подготовке миссионеров. Синодальному миссионерскому отделу и Учебному комитету надлежит организовывать ежегодные методические совещания преподавателей миссиологии, всем Духовным учебным заведениям необходимо ввести в учебные планы миссионерскую практику.

Наконец, обращу ваше внимание на становление Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, развитие которого позволяет активизировать труды единоверческих приходов. В центре успешно прошли обучение клирики из Иваново-Вознесенской и Абаканской епархий. Представляется важным подключение к этой работе епархий, на территории которых компактно проживают старообрядцы. Одновременно Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством надлежит продолжать поддерживать и развивать отношения с Церквами и общинами, придерживающимися старых обрядов.

Религиозное образование и катехизация

Система религиозного образования Московского Патриархата призвана помогать народу Божию в изучении основ православного вероучения. Одновременно Церковь взаимодействует с государством с целью распространения в обществе знаний об истории и культуре Православия в целом и Русской Православной Церкви. Необходимо создать систему, жизнеспособную в новых условиях непрерывного образования: от дошкольных учреждений до средней школы, а затем – профессионального и высшего образования. Каждое из направлений этой деятельности предполагает разработку и реализацию преемственных и взаимосвязанных образовательных программ, стандартов и учебно-методического обеспечения. Предметом особого внимания должна стать подготовка педагогических и управленческих кадров. Предстоит большая работа по разъяснению того, что светский характер образования не тождествен атеистическому.

Уважение к мировоззрению религиозных граждан должно найти законодательное отражение в сфере образования.

Вы знаете, что с 1 апреля этого года у 300 тысяч российских школьников появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Для апробации курса выбрали 19 регионов. Ученикам предложили изучать один из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Церковь неоднократно говорила о необходимости обеспечить возможность свободного выбора одной из религиозных культур, общего курса о разных религиях или светской этики. К сожалению, в некоторых регионах имело место давление на выбор родителей и учеников. Полагаю, что архипастыри и пастыри должны использовать механизмы общественного контроля, чтобы такое давление не искажало сути проводимого эксперимента. Постоянный мониторинг хода апробации нового учебного курса ведет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, с которым призываю профильные епархиальные структуры активно взаимодействовать.

Разработка новой редакции федерального закона «Об образовании» затрагивает коренные интересы Русской Православной Церкви. Имеет смысл ставить вопрос о введении в закон положений, посвященных религиозному образованию. Они, в частности, должны урегулировать практику взаимодействия государства, органов местного самоуправления и религиозных организаций в преподавании знаний о религиозной культуре воспитании учащихся в дошкольных учреждениях, средней школе, светских вузах.

Недопустимо закрепление в законодательстве антирелигиозной идеологии, противопоставляющей так называемые «общечеловеческие ценности» и «светский гуманизм» религиозному мировоззрению. Нам еще предстоит выработать механизмы взаимодействия в образовательной сфере церковных учреждений с органами власти и местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, родительским сообществом. Подобные механизмы существуют во многих странах и успешно работают.

Считаю целесообразным создание специальной рабочей группы для разработки Образовательной концепции Русской Православной Церкви, которая развивала бы положения Основ социальной концепции в данной сфере. В этом документе может быть представлена характеристика современного религиозного образования и предложено церковное видение последовательности этапов его развития. Проект концепции должен пройти квалифицированную научную экспертизу и широкое церковное обсуждение.

Православное образование не может находиться на периферии поля зрения епархиального руководства. Это предполагает не только увеличение финансирования и более системное внимание к проблемам, возникающим в данной сфере, но и привлечение настоящих профессионалов, специалистов, которые бы получали за свой труд достойную зарплату. Осуществление этого нового подхода к религиозному образованию предполагает тесное сотрудничество епархиальных отделов с профильным Синодальным учреждением. Обращаю ваше внимание на то, что Священным Синодом был одобрен ряд нормативных документов, касающихся развития религиозного образования. Проводится конфессиональная аттестация православных образовательных учреждений. В настоящее время ее прошли 160 школ, 20 детских садов и 12 дошкольных отделений при гимназиях.

Молодежь в Церкви

Для развития успешной работы в области молодежного служения перед нами стоят две задачи: подготовка кадров, которые смогут обеспечить эту работу, и развитие ее методик.

В 2010 году в Москве была открыта Школа православного молодежного актива «Вера и дело». На краткосрочных курсах в настоящее время обучается 211 человек. Это ответственные за молодежное служение в приходах и православные молодежные лидеры Москвы. Слушатели курсов овладевают практическими навыками и теоретическими основами молодежной работы, получают знания по управлению проектами, развивают организаторские навыки, а также изучают особенности миссионерской работы с различными целевыми группами. Выпускникам курсов выдается удостоверение государственного образца по специальности «Организатор молодежной работы». На основании этого опыта предполагается открытие в Москве краткосрочных курсов для ответственных за молодежную работу из епархий. Одновременно рассматривается возможность открытия в ряде епархий подобных курсов, которым будет предоставлено методическое и кадровое обеспечение. Ежегодный православный молодежный лагерь «Федоровский городок», организуемый Синодальным отделом, будет переориентирован на подготовку православных молодежных лидеров из регионов.

В каждой епархии и в каждом приходе полезно разработать годовую молодежную программу, включающую в себя план реализации проектов и мероприятий, предназначенных для широкого круга молодежи. Это могут быть социальные и просветительские проекты, культурные, праздничные, творческие, спортивные мероприятия, в которых может принять участие любой молодой человек. В процесс разработки программы должны быть вовлечены руководители и члены епархиальных и приходских православных молодежных объединений. Более того, реализовывать предложенные проекты должны по преимуществу сами молодые люди, лишь под общим руководством и при ресурсной поддержке со стороны профильного епархиального отдела. В годовую программу должны войти только те проекты, которые интересны молодежи и в реализации которых она готова активно участвовать. Формализм и проведение мероприятий «для галочки» должны быть исключены. Типовой проект подобной программы разработан в Синодальном отделе по делам молодежи на основе программы «Вера и дело», которая уже два года успешно реализуется профильной епархиальной комиссией города Москвы.

При приходах полезно создавать молодежные объединения, а при профильных епархиальных отделах – молодежные советы, куда могли бы войти православные молодежные лидеры, руководители приходских молодежных объединений. Как показывает опыт Москвы, молодежные советы могут стать надежной опорой духовенства, оказывая значительное содействие в координации и систематизации работы приходских молодежных объединений.

Нам следует учитывать специфику каждой социальной группы. Кому-то ближе дискуссионные клубы, кому-то – спортивные состязания или иные практические мероприятия. Приходы должны держать в зоне внимания близлежащие учебные заведения любого типа: университет, техникум, профессиональный колледж, школу.

Полезно создавать сайты епархиальных отделов по делам молодежи, зайдя на которые, любой молодой человек имел бы возможность узнать о молодежной работе в ближайшем храме, увидеть интересные инициативы и проекты, к которым он может присоединиться.

На основе опыта ряда приходских молодежных объединений Москвы Синодальный отдел готовит к изданию методические пособия и указания для ответственных за молодежную работу на приходах. Без сомнения, в епархиях также существует интересный опыт построения молодежной работы. Для распространения такого опыта предлагаю направлять епархиальные методические разработки в Синодальный отдел.

В настоящее время планируется вывести на общецерковный уровень ежегодный студенческий форум «Вера и дело», который традиционно проводится в Москве в рамках празднования Дней славянской культуры и письменности. Предполагается организовать участие в форуме представителей епархий. Однако и на местном уровне епархиальные отделы могли бы организовывать мероприятия, приуроченные к Дням славянской культуры и письменности, к Татьяниному дню, к другим памятным дням.

Социальное служение

К милосердию призван каждый. Добрые совместные дела – естественное продолжение жизни подлинной христианской общины. Такие дела укрепляют приход, приводят в него новых людей, при внимательном духовном руководстве становятся школой христианской любви и добродетелей. Важно, чтобы служение милосердия начиналось со «свечного ящика», чтобы сотрудники приходов были готовы с любовью и состраданием выслушать обездоленных, приходящих в храм, и направить их к священнику или к ответственному за социальное служение.

В 2010 году в ряде епархий уже стали появляться приходские социальные работники. Их необходимо соответствующим образом готовить. Так, создано специальное отделение в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Полагаю, что должны быть разработаны и кратковременные курсы для приходских специалистов.

Вместе с тем штатные социальные работники не могут, да и не должны в одиночку справляться с задачами милосердного приходского служения. Их помощниками должны стать прихожане-добровольцы, кроме того, церковный социальный работник может привлекать к делам милосердия добровольцев, пока не являющихся воцерковленными. Первоочередное внимание необходимо обратить именно на развитие добровольческих служб.

Не все задачи социальной работы можно решить на уровне одного прихода. К сожалению, сегодня практически нет межприходских инициатив или общеепархиальных начинаний в сфере социального служения. Если одному приходу затруднительно заниматься этим направлением, то необходимо организовать взаимодействие на уровне благочиний.

На уровне благочиний и епархий важно проводить обучающие курсы и семинары для церковных социальных работников, добровольцев и духовенства по различным направлениям социального служения. Это позволит повысить качество оказываемой помощи. Вместе с тем важно внимательно относиться и к нуждам тех, кто трудится на ниве диаконии, грамотно организуя их деятельность и поддерживая их духовные силы.

Введение штатных должностей социальных работников, как и молодежных работников, и катехизаторов, вовсе не освобождает клириков от обязанности вникать в эту деятельность, направлять ее и в ней участвовать. В связи с этим в Москве я благословил, чтобы все ставленники проходили практику в больничном храме во имя святого благоверного царевича Димитрия и принимали участие в его социальных проектах. Практиканты могутознакомиться с видами помощи разным категориям нуждающихся, опытом привлечения добровольцев, организацией регулярного окормления пациентов больниц. Было бы полезно распространить подобную практику на все епархии.

Наконец, призываю всех вас уделять неослабное внимание поддержке семьи, материнства и ответственного отцовства. Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению создан Координационный центр защиты материнства, в задачи которого входит помощь многодетным семьям, борьба с абортами, помощь беременным и одиноким матерям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, подготовка к венчанию, пропаганда целомудренного образа жизни. Целесообразно было бы создать аналогичные организации в епархиях нашей Церкви.

Канонизация святых и их богослужебное почитание

Совершая визиты по епархиям, мне неоднократно доводилось посещать места подвигов новомучеников, храмы и обители, где они служили. Во многих епархиях есть своя Голгофа – место, где в годы гонений расстреливались узники, лагерь или тюрьма, где пребывали исповедники Христовы нового времени. Необходимо озаботиться тем, чтобы на этих святых для нашей Церкви местах непрестанно возносилась молитва, чтобы верующие совершали туда паломничества. Призываю Преосвященных во взаимодействии с государственными властями рассмотреть вопрос об увековечении памяти пострадавших за веру: возводить храмы, часовни, воздвигать поклонные кресты.

Синодальной богослужебной комиссией завершен большой труд по составлению сборника служб новомученикам и исповедникам. Полагаю, что каждый приход должен иметь «Минею новомученикам». Важно рассказывать молодому поколению о духовной значимости исповеднического подвига новомучеников, совершенного в эпоху гонений на веру.

Со времени начала процесса прославления новомучеников и исповедников ХХ века на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к их лику поименно причислено более 1770 подвижников, в том числе более 600 – Священным Синодом, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых[7].

За последние годы органами государственной власти приняты законодательные акты, затруднившие исследовательскую работу в архивах по выявлению подвига новомучеников. Теперь даже в тех епархиях, где были предприняты шаги по налаживанию такой работы – а это, к сожалению, далеко не все епархии, – епархиальные комиссии столкнулись с существенными ограничениями. В связи с этим правящие архиереи, направляющие в Синодальную комиссию по канонизации святых материалы о прославлении пострадавших в годы гонений, порой высказывают пожелание, чтобы комиссия давала свое заключение без полного предоставления копий архивно-следственных дел, получение которых стало невозможным в рамках действующего законодательства. Между тем многолетняя практика работы комиссии показала, что в годы гонений поведение многих заключенных во время следствия, на допросах, в тюрьмах и лагерях было очень разным, и не всегда оно позволяет нам сегодня канонизировать человека. Лишь при полном ознакомлении с материалами архивного фонда можно выяснить отношение человека к многочисленным расколам, бывшим в то время, определить, не был ли человек доносителем, не выступил ли в качестве лжесвидетеля против себя и ближних. Без прояснения этих вопросов невозможно принять решение о канонизации, которое не может основываться на одном факте насильственной смерти от рук безбожных гонителей в силу формальной принадлежности к духовному сословию. Рекомендую правящим Преосвященным связаться с руководством архивов и объяснить методы, критерии и цели нашей работы в этой области. Важно установить доверительные отношения и убедить собеседников в том, что представители Церкви ответственно относятся к требованиям неразглашения персональных данных, защита которых предусмотрена законодательством.

Одним из недугов нашего времени стало умножение почитания лиц, канонизация которых невозможна. Таким лицам пишутся жития и акафисты, в поддержку их канонизации собираются подписи. Введенный в заблуждение народ недоумевает: почему не прославляют такого-то человека? Многочисленные канонизации, осуществленные в последние десятилетия, дали повод к превратному пониманию этого благодатного процесса церковной жизни, который воспринимается некоторыми не как констатация сложившегося в церковном народе почитания подвижника веры, засвидетельствованного Богом чудесами, а как посмертная награда за труды. Все это понуждает нас усиливать разъяснительную работу на уровне епархий. Правящим архиереям, благочинным и настоятелям следует больше уделять внимания качеству распространяемой в храмах и монастырях литературы, следить, чтобы в церквях не было икон с изображением лиц, не прославленных Церковью в лике святых.

Иные настоятели, не творя уставной памяти святым, излишне увлекаются чтением акафистов. Между тем многие акафисты по богословскому содержанию и по поэтическим достоинствам уступают текстам Триоди, Октоиха и Миней. Следует осмотрительно относиться к этому и не преувеличивать необходимости создания и богослужебного употребления все новых и новых акафистов. Конечно, работа по составлению служб новопрославленным святым ведется медленно, ведь гимнографический труд ответственен и сложен. Но эта работа всё же осуществляется. За истекший межсоборный период, помимо уже упомянутой «Минеи новомученикам», Синодальной богослужебной комиссией были составлены служба Собору преподобных Оптинских старцев, служба преподобным Иулиании и Евпраксии Московским и заново отредактирован акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Именно текстами, изданными официально, надлежит пользоваться при отправлении богослужений.

Наконец, прошу епархиальных Преосвященных обратить внимание на одобренные Священным Синодом 26 июля 2010 года принципы формирования состава епархиальных Соборов святых. Соблюдайте эти принципы, когда направляете мне соответствующие рапорты. Молитвенное чествование Собора святых епархии есть ежегодное празднование общеепархиального характера, центр которого – богослужение. Могут также проводиться различного рода мероприятия, знакомящие желающих с житием святых, с историей епархии и современной церковной жизнью.

Просвещение через книгу

С целью улучшения и упорядочения православной издательской деятельности за истекшие два года был предпринят ряд инициатив, касающихся реформы структуры и деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви.

В частности, в феврале прошлого года была создана коллегия по рецензированию и экспертной оценке, в состав которой вошли авторитетные священнослужители, ученые, богословы, специалисты издательской области. Коллегия проводит регулярную работу по анализу уже изданной книжной продукции и выявлению печатных изданий, которые не должны присутствовать в церковной системе книжного распространения. Издательским советом разработан ряд документов, призванных способствовать улучшению качества православных изданий, их выходу на уровень мировых стандартов, а также унификации издательских процессов[8]. О результатах этой работы пока говорить рано. Главное – поставлен заслон на пути оккультной и псевдохристианской литературы, прилагаются усилия для того, чтобы исключить ее появление в храмах и церковных книжных магазинах. Чтобы эти шаги стали эффективными, в епархиях должны создаваться механизмы, обеспечивающие появление в сети церковной книготорговли только тех изданий, которые прошли рецензирование и получили соответствующий гриф Издательского совета. И наоборот, эти механизмы должны препятствовать распространению изданий, отвергнутых экспертной коллегией Издательского совета.

Издательский совет предпринимает ряд инициатив, направленных на развитие книжного дела, важнейшей из которых является День православной книги, учрежденный Священным Синодом и приуроченный ко дню выпуска первой датированной печатной книги на Руси – «Апостола» диакона Ивана Федорова (1 марта 1564 года). В 2010 году День православной книги прошел во всех регионах России и стал центральным событием в сфере православного книгоиздательства. «День православной книги» – общецерковное начинание. В 2010 году Издательский совет также приступил к реализации межрегионального книжного выставочно-ярмарочного проекта «Радость слова». Прошу епархиальных архиереев с вниманием отнестись к поддержке этих полезных инициатив.

Издательский совет осуществляет такжепрограмму инновационного развития библиотек Русской Православной Церкви, призванную превратитьправославные библиотеки в духовно-просветительские центры, которые помогали бы приходящим в Церковь людям общаться друг с другом, находить ответы на злободневные вопросы. Наконец, немаловажной задачей является создание единого книжного фонда церковной литературы. Каждому церковному издателю, особенно епархиальным и приходским издательствам, необходимо направлять по экземпляру каждого издания в Синодальную библиотеку и в библиотеки Духовных академий, а также в епархиальную библиотеку того региона, где зарегистрировано издательство.

Категория: Обзоры новостей и событий | Просмотров: 344 | Добавил: Александр_Рукавишников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Икона дня


Банерная сеть Александра Рукавишникова



Поиск

Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Архив записей

Наш сайт в каталогах
 Rambler's Top100


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мы рекомендуем
 

   

Copyright  Uralteologia
Design Alexandr Rukavishnikov 
© 2017