2. Период попытки ветхозаветной симфонии (ее еще можно назвать протосимфонией) –
государство Иудейское.
Это период, когда Господь выделяет избранный народ иудейский
Себе в удел и заключает с этим народом Синайский Завет. Формируя богоизбранный
народ, Господь дает им через Моисея свод законов и предписаний, среди которых
много хозяйственно-экономических, явленных в Пятикнижии.
Затем иудейский народ осуществляет попытку Ветхозаветной
симфонии.
По времени это период судей, царств Саула, Давида, Соломона и
последующих царей вплоть до первого падения Иерусалима и Вавилонского плена, то
есть это период от 1300, 1200 до 597 года до Рождества Христова.
Отметим, что в истории иудейского царства Ветхого Завета
периода первого Храма мы можем видеть прообраз будущей христианской симфонии,
это попытка гармонизировать светскую власть в лице вождей, глав семейств, родов,
царя и духовную в лице судей, пророков. Эта гармонизация нами названа
протосимфонией.
В этот период складывается хозяйственная и экономическая
система иудейского государства, государства протосимфонии. Эта система четко
прослеживается в исторических, учительных и пророческих книгах Ветхого Завета.
3. Период первого диссонанса – языческая государственность во время подготовки
мира к приходу Спасителя.
Разгром иудейского царства Вавилонской империей и уничтожение
Первого Храма кладут конец протосимфонии. С этого момента и практически до
прихода Спасителя Иудея не является самостоятельным государством. И хотя при
Кире персидском начинается восстанавливаться Иерусалим и строиться Второй Храм,
а при Маккавеях иудеи создают подобие государства это все-таки подобие.
Практически иудейское государство не ведет внешней политики, а следует в
фарватере политики крупных империй.
По времени это период от 597 года до года Благовещения и
Рождества Христова.
С точки зрения экономических отношений этот период интересен
тем, что здесь промыслительно формируется Богом единая человеческая империя,
связанная единой культурой, законами, системой управления.
Это языческая римская империя, где законы, система управления
– римлян, культура – с преобладанием эллинской (это наследство эллинской
империи), торговля – греко-финикийская, наука – греко-халдейская. Империя
устанавливает единую денежную систему, систему торговли. Для этого пришлось
приобрести опыт империй Персидской и Эллинской.
4. Период Боговоплощения.
По человеческому летоисчислению – это очень короткий этап –
чуть более тридцати трех с половиной лет. Хронологически - это этап от
Боговоплощения и Рождества Христова до Пятидесятницы, то есть сошествия Святаго
Духа на апостолов.
Сам Господь совершает в это время множество деяний –
устремление ума человеческого к Богу, связывание и лишение власти диавола,
основание Господом Иисусом Христом Церкви, установление Таинств, Крестная жертва
Господа, Его Воскресение, сошествие во ад, Вознесение, Сошествие Святаго Духа на
апостолов.
С точки зрения отношений симфонии – этот период может быть
осмыслен как объективная симфония, состоявшаяся через телесное присутствие в
мире его истинного Правителя - Бога, Царя и Первосвященника Господа Иисуса
Христа. Господь не устрояет земное царство, говоря о том, что Его царство не от
мира сего. Однако поскольку подлинный Правитель и Владыка мира воплотился и
вочеловечился, и обитал с людьми, соединяя в Себе Церковь с Царством, то
думается, что можно говорить и о подлинной симфонии на земле в этот период.
С точки зрения экономических отношений на этом этапе Господь
непосредственно дает некоторые ориентиры относительно
хозяйственно-экономического бытия людей в мире, эти ориентиры заключаются как в
учении Господа данного через проповеди, притчи, беседы, так и в самой его жизни.
Далее идет этап Церкви странствующей.
Это странствование Церкви проходит во вполне ощутимых земных
формах. Нами выделяется уже упомянутая ранее форма симфонии Церкви и
Государства. С этой точки зрения за последние две тысячи лет мир знал только две
попытки симфонии международного значения – Византийскую и Русскую. Обе попытки
завершились крахом. Изменение экономических отношений в мире напрямую связано с
этими двумя симфониями, поэтому с этой точки зрения мы и проведем дальнейшую
классификацию.
5. Период второго диссонанса – языческая государственность.
По времени этот период длится от Пятидесятницы до эдикта
святого императора Константина о веротерпимости от 313 года.
С точки зрения экономических отношений здесь происходит
завершение канонического корпуса Священного Писания Нового Завета, в котором
апостолы дают, в том числе, разъяснение по практике жизни христиан в миру.
Также здесь окончательно формируется новая империя – империя
ромеев, которой предстоит стать основой будущей первой попытки субъективной
симфонии.
6. Период попытки первой субъективной симфонии – Византийская Православная
империя.
Это период существования Византийской империи. Его
продолжительность с 313 по 1453 года.
Главная суть этого периода – предпринята попытка существования
православного христианского государства, которое являет высокий уровень
культуры, закона и нравственности. Последнее с точки зрения борьбы с искушением
страстями, а не сточки зрения нравственного совершенства императоров, двора и
подданных. Империя явила и высокий уровень хозяйственно-экономических отношений.
Но чего не делала империя, так это не ставила во главу угла и не развивала
коммерцию и предпринимательство как двигатель общественных отношений. При
соприкосновении с предпринимательским мусульманским востоком и не менее
предпринимательским католическим западом это империю и погубило.
Этот период второй симфонии можно разбить на несколько частей.
Первая часть
– становление первой симфонии, единая ромейская система экономических отношений.
По времени эта часть длится от 313 до 1204 года, и в ней можно
различить:
А) Безусловное мировое лидерство системы ромейских экономических отношений
– от 313 до 800 года.
800 год – это год возникновения западной империи Карла
Великого.
Б) Потеря мирового экономического лидерства Ромейской державой.
Здесь происходит возникновение на западе лжесимфонии –
католицизма, в 1054 году, укрепление исламской лжесимфонии на востоке. Эти
процессы приводят к возникновению и укреплению двух, борющихся с византийской,
экономических систем – католической и мусульманской.
Конец первой части – это взятие Константинополя крестоносцами
в 1204 году.
Вторая часть
– агония и конец первой симфонии.
Временной период – 1204 – 1453 года.
В этот период происходит падение экономического авторитета
державы ромеев, одновременно набирает обороты поиск католической экономической
системой торговых путей обхода экономической системы ислама.
7. Период попытки второй субъективной симфонии – Российские Православные
княжество, царство и империя.
Это период существования Российской симфонии в виде сначала
Великого княжества, затем царства, затем империи. По времени это период от 1453
года до 1917 года.
С экономической точки зрения, в общих чертах, этот период
можно охарактеризовать как попытку показать идеал существования православной
экономической системы, но в отличии от ромейской державы 313 – 800 годов в этот
период в мире набирает обороты, развивается и борется с российской антисистема,
антисимфония католических и протестантских стран.
Если российская симфония в экономическом смысле пыталась
положить в основу учение Церкви о спасении, то экономическая антисистема
католицизма и протестантизма, не говоря об исламской, зиждется на развитии
страстности человека, кладет страстность в основу движущей силы экономических
отношений.
Таким образом, весь период Российской симфонии – это период
безнадежной борьбы православной духовности, по-разному преломляемой в
экономических отношениях российского государства, с атакующими ее антисистемами
запада и востока.
Здесь можно выделить следующие части.
«Подготовительная».
От 1453 до 1589 годов. В это время Россия пытается воспринять
наследие ромейской симфонии, заканчивается этот этап установлением
патриаршества. На западе идет реформация, протестантская и католическая
экономические антисистемы начинают борьбу за торговое лидерство в колониях.
Одновременно идет борьба и с Россией, которая заканчивается Смутным Временем на
Руси.
Царско-патриаршия симфония.
С 1589 по 1700 года, с перерывом на Смутное время в России
делается попытка установить симфонию по образу, напоминающему ромейский.
В области экономических отношений намечается резкое отставание
России от Запада, прежде всего протестантского.
В Англии после реставрации, которая фактически лишает короля
реального контроля над системой, начинается колониальный рост, причем во многом
за счет включения России в английскую сферу экономического влияния на правах
колонии.
Императорско-синодальная симфония.
1700 – 1917 года.
Весь
XVIII
век идет бурное развитие страстной западной экономической антисистемы, которую
начинают стеснять внешние формы католических монархий.
А) Попытка антисистемной реформы в России Петра
I
не дает эффекта экономического роста. Весь
XVIII
век Российская империя пытается, но не может построить экономические отношения,
сопоставимые с протестантским западом.
Б) К концу
XVIII
века западная экономическая антисистема получает свободу в своем развитии не
только в Англии, но и во Франции и в США. Католические Испания, Австрия и
Польша, а также Германский конгломерат отстают в этой перестройке.
Одновременно исламская экономическая антиситема существенно
отстает от запада.
В)
XIX
век – Российская симфония начинает набирать силу, попытка Англо-Французской
экономической антисистем остановить ее в Крымскую войну не удается. Однако, с
середины
XIX
века начинается взрывное развитие Германии, к началу
XX
века по темпам экономического развития Германия, Англия, США, Франция обгоняют
Россию и уходят далеко вперед. Темпы экономического развития России хотя и
велики, но не достаточны. В результате Россия вступает в Первую мировую войну
практически неподготовленной в экономическом смысле, как следствие несет
огромные потери, особенно в кампанию 1915 года, что заканчивается падением
второй симфонии.
8. Период третьего диссонанса – советская государственность.
С победой Февральской революции, а, затем, и Октябрьской
Россия вступает в период диссонанса между Церковью и государственной властью.
В это же время в мире разворачивается острейшая экономическая
борьба за мировое господство, которая приводит ко Второй мировой войне.
Любопытно, что войну начинает страна, государственная власть которой предприняла
попытку осуществить антисимфонию языческого культа с государственностью, имеется
в виду нацистская Германия.
Этот период характеризуется возникновением совершенно новых
экономических отношений – международной интегрированной экономики, базирующейся
на менталитете городских жителей и высоком уровне технического развития. В этот
период экономические отношения приобретают такой уровень страстности, который
человечество не знало, пожалуй, ни в какое другое время.
Весь этот период Православная Церковь фактически
маргинализирована во всех государствах, за исключением, пожалуй, маленькой
Греции.
Крах советской политической системы в 1991 году дает
возможность Русской Православной Церкви снова начать активно нести свою миссию в
миру.
На этом вторая беседа может быть, пожалуй, закончена.
Далее мы начнем рассматривать указанные выше периоды более
подробно.