Среда, 24-Май-2017, 01:30

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Этапы исторического процесса | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

 
Категории раздела
Новости и обновления на сайте [18]
Новости кафедры [9]
Студенческая жизнь [4]
Православные праздники [38]
Обзоры новостей и событий [107]
Радио Alfa [2]
Новости России и мира [15]

Информер погоды
Яндекс.Погода

Пробки в Екатеринбурге
Пробки на Яндекс.Картах

Что нового на форуме?


В этой части нашей беседы нам необходимо выделить этапы исторического процесса. Как мы говорили в нашей предыдущей беседе, данное разбиение должно опираться на православное представление о ходе исторического процесса. В общем, глобально, исторический процесс разделяется такими событиями, как сотворение мира и человека, коррекция бытия человека в мире вследствие его грехопадения, заключение Ветхого Завета на Синайской горе, Боговоплощение и домостроительство объективной стороны Спасения (Благовещение, Рождество Христово, Крестная смерть, Воскресение и Вознесение Господне, Пятидесятница), Второе Пришествие Господа Иисуса Христа и Страшный Суд. Эти события без сомнения являются результатом Божиего Промысла о человечестве, их реализация есть следствие Божиего волеизъявления (отметим, что грехопадение – это человеческое решение, мы же говорим о том, что Бог делает для спасения человека после грехопадения – Быт. 3:8-24). Думается, мы можем обозначить те отрезки исторического времени, которые данные события включают и отделяют, как объективные (онтологические) этапы человеческой истории. Они, очевидно, побуждают нас некоторым вполне определенным образом оценивать ход исторического процесса и выделение других, субъективных, этапов должно укладываться в очерченные рамки.

Прежде всего, определим цели выделения субъективных этапов исторического процесса. В ходе наших бесед мы пытаемся проследить изменение экономических отношений в историческом аспекте и попытаться дать им некоторую богословскую оценку. Следовательно, выделение этапов должно помочь нашему исследованию. Во-первых, необходимо отразить некоторую историческую реальность, которую можно было бы богословски осмыслить как реализацию Божиего Промысла через осознанную деятельность людей (субъективная сторона спасения, под которой мы понимаем внешнее, земное устроение Церкви и государства, на территории которого Церковь располагается). Во-вторых, отразить законченные экономические события в ходе мировой истории так, чтобы раскрыть место и роль экономических отношений в жизни людей. Таким образом, нам необходимо ввести две группы критериев выделения субъективных исторических этапов: богословские и экономические, которые должны быть вписаны в объективные этапы человеческой истории.

В богословском плане субъективные критерии должны, как было сказано, отражать внешние человеческие действия по церковному устроительству. Думается, что будет правильным полагать такое устроительство как реализацию Божиего Промысла через тот свободный выбор и деятельность, которые осуществляют люди. Иными словами внешне Церковь, после Пятидесятницы, обустраивается людьми, то есть люди обращают других людей ко Христу, люди устрояют епископии, созывают Соборы и в них участвуют, основывают монастыри. Однако, для верующего человека очевидно, что это есть свободное в своем волеизъявлении соучастие людей в деле Промысла Божиего. При этом для нас важно, что бытие Церкви в миру реализуется и проявляется в сфере конкретных общественных отношений – политических, социальных, экономических – которые мы называем государством. Поэтому для нас важно, чтобы выделяемые субъективные исторические этапы объединяли бытие Церкви в рамках конкретных государственных устройств. Таким образом, субъективное разбиение исторического процесса мы будем вести с позиции событий церковно-государственной истории, то есть той истории, которая являет либо попытку симфонии между Церковью и государством, либо, наоборот, резкий диссонанс и противоречия.

Это рассуждение приводит нас к выделению таких этапов, как период до заключения Ветхого Завета на горе Синай, период попытки ветхозаветной симфонии (ее еще можно назвать протосимфонией) – государство Иудейское, период первого диссонанса – языческая государственность во время подготовки мира к приходу Спасителя, период Боговоплощения, который может быть осмыслен как объективная симфония, состоявшаяся через телесное присутствие в мире его истинного Правителя - Бога, Царя и Первосвященника Господа Иисуса Христа, период второго диссонанса – языческая государственность, период попытки первой субъективной симфонии – Византийская Православная империя, период попытки второй субъективной симфонии – Российские Православные княжество, царство и империя, период третьего диссонанса – советская государственность. Думается, что выделение этих этапов даст нам возможность богословской оценки исторического процесса.  

Однако эти этапы представляются весьма крупными историческими вехами, которые следует еще сузить. Поэтому последним шагом наших рассуждений должно стать выделение экономических критериев. Здесь мы будем опираться на то, какую роль играют экономические отношения. Мы говорили ранее, что экономические отношения служат цели организации человеческого бытия на земле после грехопадения. Эти отношения изначально несут в себе заряд страстности, и иными, по-видимому, быть не могут. Однако их реализация может идти разными путями. Это может быть путь ограничения экономических отношений в целях снижения и даже подавления некоторой части страстности, возникающей при их реализации, а может быть и другой путь – страстность может быть использована как стимул к расширению экономических отношений. На этом, втором, пути экономические отношения, начинаясь в культивировании человеческих страстей, приводят к их большему развитию, возникает порочный круг роста страстности в экономической сфере. Как первый, так и второй путь могут быть реализованы в различных политических, экономических и социальных моделях общества, или в государственном устройстве.

В этой связи представляется, что разбиение исторических этапов симфоний или диссонансов в целях нашего исследования может быть произведено с точки зрения использования экономических отношений правящими кругами исторических государств и характера участия в них общества. Здесь появляется возможность говорить о симфониях и диссонансах во взаимоотношении поместных Православных Церквей и тех государственных образований, на территории которых они располагаются, а также оценивать иные государственные образования в ходе их исторического процесса, на территории которых Православных Церквей нет, или они незначительны по масштабам и их роль минимальна.

Итак, наши рассуждения по выделению этапов исторического процесса для целей богословской оценки изменения экономических отношений можно резюмировать следующим образом.

За основу нами берутся этапы Божественного Домостроительства спасения человека, которые мы назвали объективными или онтологическими.

Затем, в рамках этих этапов, мы выделяем этапы субъективные, носящие, по нашему мнению, богословский характер – это чередование попыток симфоний и состоявшихся диссонансов между Церковью и государством.

После этого, в субъективных исторических этапах нами будут выделены те периоды, когда государственная власть пыталась либо снизить страстность экономических отношений в обществе, либо, наоборот, использовать страстность как способ изменения экономических отношений. При этом данный анализ будет нами вестись как для государств, где применялись попытки исторической симфонии Церкви и государства, так и для современных им государств, где такие попытки не предпринимались по причине отсутствия Православной Церкви, или минимизации Ее роли в общественной жизни.

 

Теперь мы можем позволить себе, более развернуто, поговорить о предлагаемой нами периодизации исторического процесса.

В целом этап после грехопадения и до Боговоплощения характеризуется тем, что Господь ведет выделение праведного рода, в котором родится Та, которая станет Богородицей. Также это Ее духовная подготовка к Благовещению. Попутно это подготовка тех людей, которые должны узнать и принять Спасителя, своих Ему. Это осуществлялось многочисленными прообразами как прихода Спасителя, так и прообразами Его Царства. Протяженность этого этапа по Церковному летоисчислению около пяти тысяч пятисот восьми лет от Сотворения мира.

Выделяемые нами, в соответствии со сформулированными критериями, исторические периоды следующие.

 

«Нулевой» период – это гармония в существовании людей с Богом и между собой, которая была от сотворения человека до грехопадения. Здесь нет и быть не могло экономических отношений. Люди едины между собой и Богом, кожаных риз, разъединяющих людей нет, добывать пропитание тяжким трудом не нужно. Люди общались таким образом, что товарообмен, тем более через куплю – продажу, да еще и с денежной системой был излишним.

 

 

1. Период от устроения Богом бытия людей после грехопадения до заключения Ветхого Завета на горе Синай.

Первым можно выделить этап допотопный. Про этот этап нам известны только некоторые хозяйственные аспекты, а именно то, что существовало некоторое разделение труда (Каин – земледелец, Авель – пастух, Тувалкаин – кузнец и др.), градостроительство – Каин строит город для сына, кораблестроение – над Ноем смеются, но строительству корабля не поражаются. В духовном смысле развращение людей достигло предела, причем такого, какое будет только перед Вторым Пришествием (Лк. 17:26, 28). Экономических отношений здесь, скорее всего не было, что следует из сопоставления Лк.17:26, 27 и Лк 17:28.

Далее идет послепотопный период. В этот период государственность еще только начинает появляться. Ветхозаветная Церковь представлена немногим числом благочестивых семей. Экономические отношения только намечаются в своих контурах. Источниками по этому периоду служат как Священное Писание Ветхого Завета, так и различные археологические исследования цивилизаций Месопотамии, Египта, Хеттской державы.

В этот период возникает денежная система (торговля между хеттами и Междуречьем), происходит отработка простейших хозяйственных технологий с использованием семейного, наемного и рабского труда (Месопотамия, Древний Египет), складываются основные торговые пути как по суше – Аравия, Месопотамия, Палестина, Египет, Малая Азия, так и по морю – Крито-микенская культура Средиземноморья, возникают государственные и правовые системы (в Месопотамии, в Египте), государства реализуют крупные военные и технические проекты – ирригационные системы и монументальное строительство в Месопотамии и Египте, строительство столицы фараоном Эхнатоном, морские экспедиции царицы Хатшепсут, военные походы фараона Тутмоса и др.

Перед нами мир довольно простых экономических отношений, но мир при этом многообразный, мир, в котором уже складываются прообразы будущих крупных экономических институтов и систем, существующих вплоть до нашего времени.

Читать далее 

Икона дня


Банерная сеть Александра Рукавишникова



Поиск

Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Наш сайт в каталогах
 Rambler's Top100


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мы рекомендуем
 

   

Copyright  Uralteologia
Design Alexandr Rukavishnikov 
© 2017