Каждая
из этих концепций задает свои цели хода исторического процесса. У Листа – это
колониальная торговая империя, по видимому немецкая, за что Германия дважды
пыталась бороться, у Маркса-Ленина-Сталина – это построение коммунистического
мирового государства как истинно справедливого, у американцев – это построение
того же мирового государства, только по американскому типу и под американским
флагом.
Но
что объединяет все эти концепции, так это вера
в поступательное развитие человечества, в прогресс. Вне зависимости от
социальных, политических и экономических ориентиров все современные светские
ученые верят в то, что человек идет из глубины темных веков (где остаются и
«христианские темные века»), когда люди были полностью дикими и несчастными в
века всеобщего расцвета, счастья и благоденствия, или, как минимум к более
высокой культуре.
Это
является главной, фундаментальной, принципиальной основой осмысления исторического
процесса в современных исторических концепциях, а, значит и изменения
экономических отношений.
И
вот этот-то фундаментальный принцип, как думается, полностью противоположен
православному христианскому мировоззрению. Для нас, православных христиан очевидно,
что мир потерпел катастрофу в момент грехопадения, после этого мир умирает и деградирует
как духовно, так и физически. Пришествие Господа – Боговоплощение служило цели
призвания верных к спасению, а не к построению царства небесного на земле.
Более того, Господь прямо указывает, что итогом человеческой цивилизации станут
природные и социальные катаклизмы невиданные до этого (Мф. 24: 9-14, 29), когда
развращение людей достигнет предельной степени, когда уже почти нельзя будет
найти веру на земле, да и в физическом плане жизнь на земле станет практически
не возможной (Мк. 13:19), моря будут кипеть, а люди мучиться в тоске и унынии
(Лк. 21:25-26). То есть, никакого развития цивилизации нет и быть не может, а
общество всеобщего благоденствия на этой земле есть просто наивная утопия.
Однако,
кроме экономической есть еще и историческая периодизация. Называется она
историко-хронологическим подходом.
Здесь
выделяют семь законченных периодов исторического развития цивилизации: древний,
античный, средневековый, возрождения, просвещения, свободной конкуренции,
монополистической конкуренции, социального (рыночного) хозяйства. Хотя, как уже
было нами сказано, понятие «развитие» нельзя применять к православному
воззрению на судьбы мира и ход истории, однако попытаемся понять логику этой
периодизации.
Итак,
древний период идет с XXXIII по VIII века до
Рождества Христова. Считается, что в
это время произошло разделение труда и сформировались основные социальные
институты – семья, община, собственность, право, государство, религия.
По
сути, здесь мы видим все тот же модифицированный дарвинизм, теорию эволюции в
приложении к человеческому сообществу. Дескать, люди были сначала очень примитивными
и древними, но постепенно стали набираться уму разуму и создавать социальную
структуру и институты.
Следующий
этап – античный, его период с VIII века до Рождества Христова по V век по Рождестве Христовом. Здесь, как считается, появились ремесла, торговля,
частная собственность на землю и рабов.
На
самом деле все эти элементы, как мы говорили в прошлом году, мы видим еще в
древнем Израиле XI – X веков. Откуда же взяты эти даты?
Ответ
очевиден – это начало расцвета языческой греческой цивилизации, так, например,
в 776 г. До Р.Х. проводятся первые Олимпийские игры. А все антихристиане –
ученые века XVIII - века Просвещения, когда
закладывается идеологический фундамент всей современной науки, питают особое
уважение к греческому язычеству в противовес христианству.
Почему
окончание античного этапа в V веке? Потому,
что в пятом веке по Рождестве Христовом прекращает свое существования Западная
Римская империя – 476 год. Следовательно, по мнению ученых-просветителей
закончился и мир античности. Не принимается во внимание то, что в это время
идет бурное развитие христианского наследника античности – Византийской
империи, ее как будто и не существует.
Далее идет третий этап – Средневековье,
с VI по середину
XV века. Считается, что в это время формируются все основные
европейские нации, растут самостоятельные города.
Почему
середина пятнадцатого века есть конец средневековья? В это время, в 1453 году
под ударами турок-османов прекращает свое существование Византийская империя.
Характерен
следующий этап – век Возрождения, с
середины XV по середину XVII веков. Чем он характеризуется? Это эпоха великих
географических открытий и первоначального накопления капиталов.
Возникает
вопрос, а возрождение чего? Ответ очень прост - возрождение античного научного
наследия но теперь в западноевропейском осмыслении.
Из
этой классификации уже видно, что православная Византия воспринимается авторами
как некий тормоз развития западной цивилизации.
Далее
идет этап Просвещения, с середины XVII до последней четверти XVIII века. Этот этап характеризуют территориальным разделом
мира.
Здесь
мы видим классификацию Фридриха Листа – начало Просвещения связано с революцией
в Англии и началом развития британского колониального империализма.
Но
здесь виден и американский подход – конец восемнадцатого века – это независимость
Соединенных Штатов, кроме этого это еще и Французская революция, закрепившая
внехристианский подход в научном познании.
Следующий
этап – Свободная конкуренция, с
последней четверти XVIII века по последнюю четверть XIX века. Считается, что это время промышленной
революции.
Этот
этап взят чисто от американцев. Дело в том, что «свободная конкуренция» в это
время характерна для США. В остальных странах применяется достаточно жесткое
государственное регулирование.
Далее
мы видим монополистическую конкуренцию,
период с последней четверти XIX века по
середину XX века. Считается, что в это время происходит концентрация
капиталов, борьба за экономический передел мира, что приводит к кризисам и двум
мировым войнам.
Наконец
последний период – это период
социального (рыночного) хозяйства – с середины XX века и по
наше время.
Это
период стабильности в развитых странах, развитие среднего социального слоя и
общества потребления. При этом полагается, что общество потребления,
стабильности и изобилия и есть долгожданная цель развития.
Как
видно из этой модели она предлагает в виде исторической цели все то же общество
всеобщего благоденствия, а все этапы есть восхождение человечества к этой цели.
При этом христианство в этой модели выступает как явный тормоз развития, причем
речь идет прежде всего о православном христианстве, ведь переход к эпохе
Возрождения идет через руины взятого мусульманами Константинополя. Среди
мировых стран в этой классификации учитывается только история Англии, Франции и
США – рубеж между Возрождением и Просвещением проходит через Английскую
революцию, переход к свободной конуренции – чисто американскому понятию
проходит через французскую революцию и образование США.
Приходится
признать, что для православного верующего данная классификация никак не может
быть приемлемой, так как она совершенно не учитывает и даже пытается
опровергнуть христианский взгляд на цель мировой истории и ее этапы. Каковы же
они?
Поговорим
о православном воззрении на ход исторического процесса.
Прежде
всего отметим, что православное воззрение не может не опираться на учение
Православной Церкви о причинах истории, ее основных этапах, ее конце. Целью истории
с точки зрения Православного верующего является сотериология – Спасение человечества
Господом Иисусом Христом, экклесиология – основание Православной Церкви
Спасителем и эсхатология – Второе Пришествие, Страшный Суд и дальнейшая судьба
мира и людей в вечном пакибытии.
С
точки зрения православного вероучения исторический процесс можно охарактеризовать
следующим образом.
Мир
имеет начало своего бытия в его сотворении Богом. При этом имеет место план
Божественного домостроительства, который не отменим ни при каких
обстоятельствах и который должен завершиться воцарением Царя мира – воплощенного
Сына Божия, Второй ипостаси Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа, мессии,
царству которого уже не будет окончания, оно будет вечно.
По
плану божественного домостроительства создаются подданные этого Царства – это,
во первых, ангелы Божии, а во вторых – человек, для бытия которого создается земной
мир в котором люди должны расплодиться, населить его и ждать прихода Царя – богочеловека
Господа Иисуса Христа.
Однако
люди имеют возможность выбирать то как им ожидать Царя – в единении с Богом или
в отторжении от Него. Первые люди выбирают отторжение, что проявляется в
грехопадении человека. С этого момента законы этого мира получают иной смысл,
они начинают действовать против людей, в мир входит смерть, умирать начинает
весь земной мир и вся дальнейшая его история, до вечного воцарения Господа Царя
по Втором Пришествии есть история агонии умирающего мира.
Однако
согрешившие и умирающие плотью люди не оставляются Богом. Царь мира, Сын Божий
приходит создать людям путь спасения и спасти их, происходит Боговоплощение.
Оно происходит не сразу, Бог готовит людей к Своему приходу в течении столетий
и тысячелетий. Наконец Бог воплощается и вочеловечивается, в течении тридцати
лет человеческой жизни Господь соделывает Спасение, а Сам, после своей Крестной
смерти по человечеству и Воскресении Возноситься на небо, где пребывает в
уготованной Ему от начала мира Славе одесную Отца. Он ждет, когда люди
добровольно изберут уготованное им спасение и последуют Ему в своем частном
крестном пути. Этот путь создан Им на земле и это есть жизнь человека в лоне
Святой Матери Церкви, которая имеет на земле свое выражение в церковной
иерархии, физических объектах – храмах и, наконец, в самом главном – Таинствах,
из которых Крещение, Миропомазание и Покаяние есть дверь вступления на путь ко
Христу, а Евхаристия – Причастие Тела и Крови Господа Иисуса Христа есть
истинное бытие с Ним и центр жизни Церкви и всех верных Иисусу Христу православных
христиан.
С
момента дня рождения Церкви – Пятидесятницы, которая есть нисшествие Святаго
Духа на апостолов, Церковь несет Свое служение в мире созывая всех людей в Себя.
Ради
этого Господь терпит течение времени человеческой истории не смотря на все
больший смертельный распад мира.
Окончание
истории этого мира – это окончание собирания чад Церкви в ее лоно и связано это
окончание со Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа во Славе, с небес,
в котором дела людей мира сего сгорят, все жившие от первого человека Адама и
Евы люди воскреснут на Страшный Суд, на котором дальнейшая судьба каждого определиться
в соответствии с его земной жизнью, а именно, был он верен Господу Иисусу Христу
даже и до смерти или же нет, после чего праведники войдут в вечное Небесное
Царствие Господа Иисуса Христа, а грешники во тьму кромешную. После этого
наступит новая история вечного Небесного Царствия, о которой мы не можем сейчас
ничего знать, кроме того, что мы не в состоянии представить тех благ, которых
Господь уготовал праведникам.
Таково
вкратце православное мировоззрение на историю этого мира, которое соответствует
учению Православной Церкви.
Отсюда
понятно, что попытка как то классифицировать известную нам историю этого мира,
а тем более выделить в ней этапы изменения экономических отношений может быть
произведена православным христианином только в рамках этого восприятия.
Поэтому,
для цели наших дальнейших встреч-бесед по экономике мы сформулируем модель
классификации исторического процесса и постараемся выделить в ней этапы
изменения экономических отношений.
Но
это будет сделано в рамках следующей темы.