Пятница, 20-Окт-2017, 22:48

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Экономические отношения и их классификация. 3 | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

 
Категории раздела
Новости и обновления на сайте [18]
Новости кафедры [9]
Студенческая жизнь [4]
Православные праздники [38]
Обзоры новостей и событий [107]
Радио Alfa [2]
Новости России и мира [15]

Информер погоды
Яндекс.Погода

Пробки в Екатеринбурге
Пробки на Яндекс.Картах

Что нового на форуме?


Каждая из этих концепций задает свои цели хода исторического процесса. У Листа – это колониальная торговая империя, по видимому немецкая, за что Германия дважды пыталась бороться, у Маркса-Ленина-Сталина – это построение коммунистического мирового государства как истинно справедливого, у американцев – это построение того же мирового государства, только по американскому типу и под американским флагом.

Но что объединяет все эти концепции, так это вера в поступательное развитие человечества, в прогресс. Вне зависимости от социальных, политических и экономических ориентиров все современные светские ученые верят в то, что человек идет из глубины темных веков (где остаются и «христианские темные века»), когда люди были полностью дикими и несчастными в века всеобщего расцвета, счастья и благоденствия, или, как минимум к более высокой культуре.

Это является главной, фундаментальной, принципиальной основой осмысления исторического процесса в современных исторических концепциях, а, значит и изменения экономических отношений.

И вот этот-то фундаментальный принцип, как думается, полностью противоположен православному христианскому мировоззрению. Для нас, православных христиан очевидно, что мир потерпел катастрофу в момент грехопадения, после этого мир умирает и деградирует как духовно, так и физически. Пришествие Господа – Боговоплощение служило цели призвания верных к спасению, а не к построению царства небесного на земле. Более того, Господь прямо указывает, что итогом человеческой цивилизации станут природные и социальные катаклизмы невиданные до этого (Мф. 24: 9-14, 29), когда развращение людей достигнет предельной степени, когда уже почти нельзя будет найти веру на земле, да и в физическом плане жизнь на земле станет практически не возможной (Мк. 13:19), моря будут кипеть, а люди мучиться в тоске и унынии (Лк. 21:25-26). То есть, никакого развития цивилизации нет и быть не может, а общество всеобщего благоденствия на этой земле есть просто наивная утопия.

 

Однако, кроме экономической есть еще и историческая периодизация. Называется она историко-хронологическим подходом.

Здесь выделяют семь законченных периодов исторического развития цивилизации: древний, античный, средневековый, возрождения, просвещения, свободной конкуренции, монополистической конкуренции, социального (рыночного) хозяйства. Хотя, как уже было нами сказано, понятие «развитие» нельзя применять к православному воззрению на судьбы мира и ход истории, однако попытаемся понять логику этой периодизации.

Итак, древний период идет с XXXIII по VIII века до Рождества Христова. Считается, что в это время произошло разделение труда и сформировались основные социальные институты – семья, община, собственность, право, государство, религия.

По сути, здесь мы видим все тот же модифицированный дарвинизм, теорию эволюции в приложении к человеческому сообществу. Дескать, люди были сначала очень примитивными и древними, но постепенно стали набираться уму разуму и создавать социальную структуру и институты.

Следующий этап – античный, его период с VIII века до Рождества Христова по V век по Рождестве Христовом. Здесь, как считается, появились ремесла, торговля, частная собственность на землю и рабов.

На самом деле все эти элементы, как мы говорили в прошлом году, мы видим еще в древнем Израиле XIX веков. Откуда же взяты эти даты?

Ответ очевиден – это начало расцвета языческой греческой цивилизации, так, например, в 776 г. До Р.Х. проводятся первые Олимпийские игры[1]. А все антихристиане – ученые века XVIII - века Просвещения, когда закладывается идеологический фундамент всей современной науки, питают особое уважение к греческому язычеству в противовес христианству.

Почему окончание античного этапа в V веке? Потому, что в пятом веке по Рождестве Христовом прекращает свое существования Западная Римская империя – 476 год. Следовательно, по мнению ученых-просветителей закончился и мир античности. Не принимается во внимание то, что в это время идет бурное развитие христианского наследника античности – Византийской империи, ее как будто и не существует.

Далее идет третий этап – Средневековье, с VI по середину XV века. Считается, что в это время формируются все основные европейские нации, растут самостоятельные города.

Почему середина пятнадцатого века есть конец средневековья? В это время, в 1453 году под ударами турок-османов прекращает свое существование Византийская империя.

Характерен следующий этап – век Возрождения, с середины XV по середину XVII веков. Чем он характеризуется? Это эпоха великих географических открытий и первоначального накопления капиталов.

Возникает вопрос, а возрождение чего? Ответ очень прост - возрождение античного научного наследия но теперь в западноевропейском осмыслении.

Из этой классификации уже видно, что православная Византия воспринимается авторами как некий тормоз развития западной цивилизации.

Далее идет этап Просвещения, с середины XVII до последней четверти XVIII века. Этот этап характеризуют территориальным разделом мира.

Здесь мы видим классификацию Фридриха Листа – начало Просвещения связано с революцией в Англии и началом развития британского колониального империализма.

Но здесь виден и американский подход – конец восемнадцатого века – это независимость Соединенных Штатов, кроме этого это еще и Французская революция, закрепившая внехристианский подход в научном познании.

Следующий этап – Свободная конкуренция, с последней четверти XVIII века по последнюю четверть XIX века. Считается, что это время промышленной революции.

Этот этап взят чисто от американцев. Дело в том, что «свободная конкуренция» в это время характерна для США. В остальных странах применяется достаточно жесткое государственное регулирование.

Далее мы видим монополистическую конкуренцию, период с последней четверти XIX века по середину XX века. Считается, что в это время происходит концентрация капиталов, борьба за экономический передел мира, что приводит к кризисам и двум мировым войнам.

Наконец последний период – это период социального (рыночного) хозяйства – с середины XX века и по наше время.

Это период стабильности в развитых странах, развитие среднего социального слоя и общества потребления. При этом полагается, что общество потребления, стабильности и изобилия и есть долгожданная цель развития.

Как видно из этой модели она предлагает в виде исторической цели все то же общество всеобщего благоденствия, а все этапы есть восхождение человечества к этой цели. При этом христианство в этой модели выступает как явный тормоз развития, причем речь идет прежде всего о православном христианстве, ведь переход к эпохе Возрождения идет через руины взятого мусульманами Константинополя. Среди мировых стран в этой классификации учитывается только история Англии, Франции и США – рубеж между Возрождением и Просвещением проходит через Английскую революцию, переход к свободной конуренции – чисто американскому понятию проходит через французскую революцию и образование США.

Приходится признать, что для православного верующего данная классификация никак не может быть приемлемой, так как она совершенно не учитывает и даже пытается опровергнуть христианский взгляд на цель мировой истории и ее этапы. Каковы же они?

Поговорим о православном воззрении на ход исторического процесса.

Прежде всего отметим, что православное воззрение не может не опираться на учение Православной Церкви о причинах истории, ее основных этапах, ее конце. Целью истории с точки зрения Православного верующего является сотериология – Спасение человечества Господом Иисусом Христом, экклесиология – основание Православной Церкви Спасителем и эсхатология – Второе Пришествие, Страшный Суд и дальнейшая судьба мира и людей в вечном пакибытии.

С точки зрения православного вероучения исторический процесс можно охарактеризовать следующим образом.

Мир имеет начало своего бытия в его сотворении Богом. При этом имеет место план Божественного домостроительства, который не отменим ни при каких обстоятельствах и который должен завершиться воцарением Царя мира – воплощенного Сына Божия, Второй ипостаси Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа, мессии, царству которого уже не будет окончания, оно будет вечно.

По плану божественного домостроительства создаются подданные этого Царства – это, во первых, ангелы Божии, а во вторых – человек, для бытия которого создается земной мир в котором люди должны расплодиться, населить его и ждать прихода Царя – богочеловека Господа Иисуса Христа.

Однако люди имеют возможность выбирать то как им ожидать Царя – в единении с Богом или в отторжении от Него. Первые люди выбирают отторжение, что проявляется в грехопадении человека. С этого момента законы этого мира получают иной смысл, они начинают действовать против людей, в мир входит смерть, умирать начинает весь земной мир и вся дальнейшая его история, до вечного воцарения Господа Царя по Втором Пришествии есть история агонии умирающего мира.

Однако согрешившие и умирающие плотью люди не оставляются Богом. Царь мира, Сын Божий приходит создать людям путь спасения и спасти их, происходит Боговоплощение. Оно происходит не сразу, Бог готовит людей к Своему приходу в течении столетий и тысячелетий. Наконец Бог воплощается и вочеловечивается, в течении тридцати лет человеческой жизни Господь соделывает Спасение, а Сам, после своей Крестной смерти по человечеству и Воскресении Возноситься на небо, где пребывает в уготованной Ему от начала мира Славе одесную Отца. Он ждет, когда люди добровольно изберут уготованное им спасение и последуют Ему в своем частном крестном пути. Этот путь создан Им на земле и это есть жизнь человека в лоне Святой Матери Церкви, которая имеет на земле свое выражение в церковной иерархии, физических объектах – храмах и, наконец, в самом главном – Таинствах, из которых Крещение, Миропомазание и Покаяние есть дверь вступления на путь ко Христу, а Евхаристия – Причастие Тела и Крови Господа Иисуса Христа есть истинное бытие с Ним и центр жизни Церкви и всех верных Иисусу Христу православных христиан.

С момента дня рождения Церкви – Пятидесятницы, которая есть нисшествие Святаго Духа на апостолов, Церковь несет Свое служение в мире созывая всех людей в Себя.

Ради этого Господь терпит течение времени человеческой истории не смотря на все больший смертельный распад мира.

Окончание истории этого мира – это окончание собирания чад Церкви в ее лоно и связано это окончание со Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа во Славе, с небес, в котором дела людей мира сего сгорят, все жившие от первого человека Адама и Евы люди воскреснут на Страшный Суд, на котором дальнейшая судьба каждого определиться в соответствии с его земной жизнью, а именно, был он верен Господу Иисусу Христу даже и до смерти или же нет, после чего праведники войдут в вечное Небесное Царствие Господа Иисуса Христа, а грешники во тьму кромешную. После этого наступит новая история вечного Небесного Царствия, о которой мы не можем сейчас ничего знать, кроме того, что мы не в состоянии представить тех благ, которых Господь уготовал праведникам.

Таково вкратце православное мировоззрение на историю этого мира, которое соответствует учению Православной Церкви[2].

Отсюда понятно, что попытка как то классифицировать известную нам историю этого мира, а тем более выделить в ней этапы изменения экономических отношений может быть произведена православным христианином только в рамках этого восприятия.

Поэтому, для цели наших дальнейших встреч-бесед по экономике мы сформулируем модель классификации исторического процесса и постараемся выделить в ней этапы изменения экономических отношений.

Но это будет сделано в рамках следующей темы.

 

 

 



[1] История древней Греции. Учебник под ред. В.И. Кузищина, 3-е издание. –М.: «Высшая школа», 2005

[2] См. Свт. Григорий Богослов. Песнопения таинственные, прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, архиеп. Сергий Страгородский. Православное учение о Спасении и др.

Икона дня


Банерная сеть Александра Рукавишникова



Поиск

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Наш сайт в каталогах
 Rambler's Top100


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мы рекомендуем
 

   

Copyright  Uralteologia
Design Alexandr Rukavishnikov 
© 2017