Суббота, 19-Авг-2017, 16:18

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Макаров Дмитрий Игоревич | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

 
Категории раздела
Новости и обновления на сайте [18]
Новости кафедры [9]
Студенческая жизнь [4]
Православные праздники [38]
Обзоры новостей и событий [107]
Радио Alfa [2]
Новости России и мира [15]

Информер погоды
Яндекс.Погода

Пробки в Екатеринбурге
Пробки на Яндекс.Картах

Что нового на форуме?


Макаров Дмитрий Игоревич


Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теологии Социального   института   РГППУ



 

Родился в 1977 г. в г. Екатеринбурге. В 2000 г. окончил исторический факультет Уральского государственного университета им. А.М. Горького, где специализировался по кафедре истории древнего мира и средних веков под руководством проф. М.А. Поляковской («Портреты византийских интеллектуалов». СПб., 1998). Византийский язык изучал у проф. Х.-Ф. Байера (Вена – Екатеринбург). По окончании курса обучения поступил в очную аспирантуру к М.А. Поляковской. 27 июня 2003 г. защитил в УрГУ кандидатскую диссертацию «Византийское общество и человек в гомилиях св. Григория Паламы», за которую был удостоен степени кандидата исторических наук. В 2003 – 05 гг. переводил со среднегреческого языка «Пять слов о Свете Фаворском» Феофана Никейского (XIV в.), на материале которых написал в 2005 г. докторскую диссертацию по истории философии «Проблема человека в паламитском исихазме: историко-философский анализ» (защищена в УрГУ на праздник Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября 2006 г.). В 2007 г. прошел краткосрочную стажировку в Институте палеохристианских и византийских исследований Лёвенского Католического университета (Бельгия). С 2007 г. и.о., с 2008 г. – зав. кафедрой теологии. Сфера научных интересов – византийская святоотеческая традиция XIII – XIV вв.; заключительный этап Исихастских споров (вторая треть – середина XIV в.); и др.

Работает над монографией о богословии Феофана Никейского.

Трудовую деятельность начал в 2000 г. преподавателем Екатеринбургского Духовного училища (с 2002 г. – Екатеринбургская Духовная Семинария), где ведет патрологию и византологию. В 2003 г. принят в штат кафедры теологии РГППУ (с 2004 г. – доцент, с 2007 – в должности профессора), где ведет блок исторических дисциплин (включая вероучительную литературу), христианскую антропологию и др.

Автор приблизительно 64 публикаций на русском и английском языках, выходивших в России, Великобритании, Франции, Болгарии, на Украине, в том числе монографии «Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий)» (СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. 544 с.), удостоенной премии Российской ассоциации антиковедов РАН за лучшую монографию, написанную молодым кандидатом исторических наук (2003). Среди основных публикаций:

 

Публикации

1. Очерки российской историографии паламизма (1860 – 1998 гг.)// Античная древность и средние века (далее – АДСВ). Екатеринбург: УрГУ, 1999. Т.30. С. 338 – 353.

2. Место антропологических идей св. Григория Паламы в контексте византийской гомилетики на праздник Преображения (VII – XIV вв.) и в традиции афонского исихазма// Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России: (Материалы международной конференции, 26 – 30 сентября 2000 г., Санкт-Петербург). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. С. 224 – 249.

3. Учение Григория Паламы об очищении человека (по трактату «Три главы о молитве и чистоте сердца») и некоторые параллели в поздневизантийской мистике// Мир Православия. Вып.3. Волгоград: ВолГУ, 2000. С. 61 – 72.

4. St. Gregory Palamas’s idea of the transfiguration// XXe Congrès International des Études Byzantines (Collège de France – Sorbonne, 19 – 25 août 2001). Pré-actes. Paris: Collège de France, 2001. V.3. Communications libres. P. 102.

5. Гомилии Григория Паламы как исторический источник// Вестник Тюменского государственного университета. Тюмень: ТюмГУ, 2001. № 1. С. 116 – 126.

6. О значении слова «космос» в гомилиях св. Григория Паламы// Мир Православия. Вып. 4. Волгоград: ВолГУ, 2002. С. 131 – 140.

7. Истолкование образа св. Иоанна Предтечи в Сороковой гомилии [св. Григория Паламы]// Études Balkaniques. Sofia: Académie des sciences de Bulgarie, 2002. V. XXXVIII/2. P. 44 – 63.

8. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. 544 с. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Рецензии: Пржегорлинский А.А.// Мир Православия. Волгоград: ВолГУ, 2004. Вып. 5/ Отв. ред. Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский. С. 529 – 541; Еманов А.Г.// Европа. Международный альманах. Вып. IV. Тюмень: Мандрика, 2004. С. 224 – 225).

9. Св. Кирилл Александрийский. Гомилия пятая, произнесенная в Эфесе во время богослужебных собраний, когда Несторий был низвержен из сана/ Пер. Д.И. Макарова// Современные проблемы теологического образования (культурологический, богословский, педагогический и лингвистический аспекты). Материалы Международной первой богословской научно-практической конференции 9 – 10 декабря 2003 г. (Екатерининские чтения. Вып.1). Екатеринбург: РГППУ, 2003. С. 178 – 182.

10. Ita dixit Theophanes? О некоторых особенностях работы с источниками в «Пяти словах о Свете Фаворском» Феофана Никейского// Византия и Запад (950-летие схизмы христианской церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов (Москва, 26 – 27 мая 2004 года). М.: Институт всеобщей истории РАН, 2004. С. 117 – 120.

11. Этюды о раннехристианской и византийской гомилетике на Преображение Господне (III – XV века). Ч.1. Св. Кирилл Александрийский как последователь Златоуста// Мир Православия. Волгоград: ВолГУ, 2004. Вып. 5/ Отв. ред. Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский. С. 80 – 89.

12. Св. Прокл Константинопольский. Слово VIII. На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа/ Перевод с греческого// Византия: общество и Церковь. Сборник научных статей/ Отв. ред. С.Н. Малахов; сост. Н.Д. Барабанов. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2005. С. 272 – 277.

13. Рец. на кн.: Поляковская М.А. Византия, византийцы, византинисты. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003 (Серия «Античная древность и средние века». Т. 2). 432 с.// Византийский временник. М.: Наука, 2005. Т. 64 (89). С. 290 – 297.

14. Учение св. Феофана Никейского о грехопадении и тлении естества// Проблемы теологии. Вып. 3: К 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа (1926 – 1992)/ Отв. ред. Д.И. Макаров. Екатеринбург, 2006. Вып. 3. Ч.1. С. 122 – 134.

15. О полемике с антипаламитами в «Пяти словах о свете Фаворском» Феофана Никейского// АДСВ. Екатеринбург: УрГУ, 2006. Т. 37. С. 329 – 341.

16. Some Problems of the Theology of the Divine Light in the Mystical Treatise of Theophanes of Nicaea// Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies (London, 21 – 26 August 2006). Abstracts of Papers. Ashgate, 2006 . V.III. P. 229-230.

17. Учение св. Феофана Никейского о христологических основаниях обожения// Христианская мысль. Киев, 2006. № III. С. 52 – 61.

18. Из комментариев к поздневизантийским текстам// Проблемы теологии. Екатеринбург, 2007. Вып. 4. С. 114 – 141.

19. Макаров Дмитрий. Через Свет Фаворский к божественной перихорезе: Основные моменты богословия обожения св. Феофана Никейского// Символ. Париж – М., 2007. № 52. С. 117 – 138.

20. The Target of George Pachymeres’ Polemics in his Treatise on the Holy Spirit// Scrinium. St Petersburg, 2008. T.4: Patrologia Pacifica. Selected papers presented to the Western Pacific Rim Patristics Society 3rd Annual Conference (Nagoya, Japan, September 29 – October 1, 2006) and other patristic studies/ Ed. V. Baranov and B. Lourié. P. 235 – 248. [В 2009 г. ожидается переиздание тт. 1 – 4 журнала Scrinium издательством Gorgias Press, New Jersey, USA].

21. Слава Божия или слава ангелов? Некоторые аспекты полемики об ангелах на третьем этапе исихастских споров (Постановка проблемы)// . Сборник статей в честь Владимира Васильевича Кучмы/ Отв. ред. С.Н. Малахов. Армавир, 2008. С. 71 – 94.

22. Последний диспут свт. Григория Паламы// Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с философом Никифором Григорой. Философские и богословские аспекты паламитских споров/ Пер. с древнегреч. Д.А. Поспелова; отв. ред. Д.С. Бирюков. М.: Никея-букс; Святая Гора Афон, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия. Т. 4). С. 7 – 15.

23. Комментарии// Там же. С. 63 – 111 (совместно с Д.С. Бирюковым).

24. Безмолвные странствия души: авторский миф в «Поэме о смерти» Л.П. Карсавина (Идейные истоки и аспекты претворения)// Проблемы теологии. Выпуск 5. Материалы 5-й Международной богословской научно-практической конференции (16 мая 2008 г., Екатеринбург)/ Отв. ред. Д.И. Макаров. Екатеринбург: РГППУ, 2009. С. 53 – 94.

25. К проблеме понимания Евхаристии Феофаном III, митрополитом Никейским// Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. СПб.: Изд-во РХГА, 2009. Т. 10. Вып. 1. С. 53 – 61.

Конференции

 

Участвовал в ряде международных, всероссийских и региональных научных, богословских и научно-практических конференций, важнейшими из которых являются: ХХ Международный конгресс византинистов (Париж, 19 – 25 августа 2001 г.); XXI Международный конгресс византинистов (Лондон, 21 – 26 августа 2006 г.); Международная конференция «Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России» (СПб., Санкт-Петербургский гос. университет, 26 – 30 сентября 2000 г.); XVII Всероссийская научная сессия византинистов «Византия и Запад» (Москва, 27 – 28 мая 2004 г.); и др. Поддерживает связи с коллегами из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Тюмени, Принстона и других городов.

Принимал также участие в подготовке книги: Исихазм. Аннотированная библиография/ Под общей и научной ред. С.С. Хоружего. М., 2004.

Награжден двумя Благословенными грамотами архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.

Под руководством Д.И. Макарова проведены Третья – Шестая международные богословские научно-практические конференции «Проблемы теологии» (Екатеринбург, РГППУ, 2006 – 2009 гг.), по материалам которых опубликованы тт. 3 – 5 периодического издания «Проблемы теологии». В 2007 г. вместе с А.Г. Дунаевым читал лекции по истории Исихастских споров в Византии XIV в. в Царицынском Православном университете (Волгоград). В 2008 г. выступал оппонентом на защите докторской диссертации В.М. Лурье «Трансформации аристотелевской «онтологии» в византийских богословских дискуссиях VI – VII веков» (Санкт-Петербургский гос. университет, 25 декабря 2008 г.).

 

 

Икона дня


Банерная сеть Александра Рукавишникова



Поиск

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш сайт в каталогах
 Rambler's Top100


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мы рекомендуем
 

   

Copyright  Uralteologia
Design Alexandr Rukavishnikov 
© 2017