Макаров Дмитрий Игоревич
Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теологии Социального института РГППУ
Родился
в 1977 г. в г. Екатеринбурге. В 2000 г. окончил исторический факультет
Уральского государственного университета им. А.М. Горького, где
специализировался по кафедре истории древнего мира и средних веков под
руководством проф. М.А. Поляковской («Портреты византийских интеллектуалов».
СПб., 1998). Византийский язык изучал у проф. Х.-Ф. Байера (Вена –
Екатеринбург). По окончании курса обучения поступил в очную аспирантуру к М.А.
Поляковской. 27 июня 2003 г. защитил в УрГУ кандидатскую диссертацию
«Византийское общество и человек в гомилиях св. Григория Паламы», за которую
был удостоен степени кандидата исторических наук. В 2003 – 05 гг. переводил со
среднегреческого языка «Пять слов о Свете Фаворском» Феофана Никейского (XIV
в.), на материале которых написал в 2005 г. докторскую диссертацию по истории
философии «Проблема человека в паламитском исихазме: историко-философский
анализ» (защищена в УрГУ на праздник Рождества Пресвятой Богородицы – 21
сентября 2006 г.). В 2007 г. прошел краткосрочную стажировку в Институте
палеохристианских и византийских исследований Лёвенского Католического
университета (Бельгия). С 2007 г. и.о., с 2008 г. – зав. кафедрой теологии.
Сфера научных интересов – византийская святоотеческая традиция XIII – XIV вв.;
заключительный этап Исихастских споров (вторая треть – середина XIV в.); и др.
Работает
над монографией о богословии Феофана Никейского.
Трудовую
деятельность начал в 2000 г. преподавателем Екатеринбургского Духовного училища
(с 2002 г. – Екатеринбургская Духовная Семинария), где ведет патрологию и
византологию. В 2003 г. принят в штат кафедры теологии РГППУ (с 2004 г. –
доцент, с 2007 – в должности профессора), где ведет блок исторических дисциплин
(включая вероучительную литературу), христианскую антропологию и др.
Автор
приблизительно 64 публикаций на русском и английском языках, выходивших в
России, Великобритании, Франции, Болгарии, на Украине, в том числе монографии
«Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий)» (СПб.:
Издательство Олега Абышко, 2003. 544 с.), удостоенной премии Российской
ассоциации антиковедов РАН за лучшую монографию, написанную молодым кандидатом
исторических наук (2003). Среди основных публикаций:
Публикации
1.
Очерки российской историографии паламизма (1860 – 1998 гг.)// Античная
древность и средние века (далее – АДСВ). Екатеринбург: УрГУ, 1999. Т.30. С. 338
– 353.
2. Место
антропологических идей св. Григория Паламы в контексте византийской гомилетики
на праздник Преображения (VII – XIV вв.) и в традиции афонского исихазма//
Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли
в России: (Материалы международной конференции, 26 – 30 сентября 2000 г.,
Санкт-Петербург). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского
общества, 2000. С. 224 – 249.
3.
Учение Григория Паламы об очищении человека (по трактату «Три главы о молитве и
чистоте сердца») и некоторые параллели в поздневизантийской мистике// Мир
Православия. Вып.3. Волгоград:
ВолГУ,
2000. С.
61 – 72.
4. St. Gregory Palamas’s idea of the transfiguration//
XXe Congrès International des Études Byzantines (Collège de France – Sorbonne,
19 – 25 août 2001). Pré-actes. Paris: Collège de France, 2001. V.3.
Communications libres. P. 102.
5.
Гомилии Григория Паламы как исторический источник// Вестник Тюменского
государственного университета. Тюмень: ТюмГУ, 2001. № 1. С. 116 – 126.
6. О
значении слова «космос» в гомилиях св. Григория Паламы// Мир Православия. Вып.
4. Волгоград: ВолГУ, 2002. С. 131 – 140.
7.
Истолкование образа св. Иоанна Предтечи в Сороковой гомилии [св. Григория Паламы]//
Études Balkaniques. Sofia: Académie des sciences de Bulgarie, 2002. V. XXXVIII/2. P. 44 – 63.
8.
Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб.:
Издательство Олега Абышко, 2003. 544 с. (Библиотека христианской мысли.
Исследования). (Рецензии: Пржегорлинский А.А.// Мир Православия. Волгоград:
ВолГУ, 2004. Вып. 5/ Отв. ред. Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский.
С. 529 – 541; Еманов А.Г.// Европа. Международный альманах. Вып. IV. Тюмень:
Мандрика, 2004. С. 224 – 225).
9. Св.
Кирилл Александрийский. Гомилия пятая, произнесенная в Эфесе во время
богослужебных собраний, когда Несторий был низвержен из сана/ Пер. Д.И.
Макарова// Современные проблемы теологического образования (культурологический,
богословский, педагогический и лингвистический аспекты). Материалы
Международной первой богословской научно-практической конференции 9 – 10
декабря 2003 г. (Екатерининские чтения. Вып.1). Екатеринбург: РГППУ, 2003. С.
178 – 182.
10. Ita
dixit Theophanes? О некоторых особенностях работы с источниками в «Пяти словах
о Свете Фаворском» Феофана Никейского// Византия и Запад (950-летие схизмы
христианской церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). Тезисы
докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов (Москва, 26 – 27 мая
2004 года). М.: Институт всеобщей истории РАН, 2004. С. 117 – 120.
11.
Этюды о раннехристианской и византийской гомилетике на Преображение Господне
(III – XV века). Ч.1. Св. Кирилл Александрийский как последователь Златоуста//
Мир Православия. Волгоград: ВолГУ, 2004. Вып. 5/ Отв. ред. Герман, митрополит
Волгоградский и Камышинский. С. 80 – 89.
12. Св.
Прокл Константинопольский. Слово VIII. На Преображение Господа Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа/ Перевод с греческого// Византия: общество и Церковь.
Сборник научных статей/ Отв. ред. С.Н. Малахов; сост. Н.Д. Барабанов. Армавир:
Армавирский государственный педагогический университет, 2005. С. 272 – 277.
13. Рец.
на кн.: Поляковская М.А. Византия, византийцы, византинисты. Екатеринбург:
Издательство Уральского университета, 2003 (Серия «Античная древность и средние
века». Т. 2). 432 с.// Византийский временник. М.: Наука, 2005. Т. 64 (89). С.
290 – 297.
14. Учение
св. Феофана Никейского о грехопадении и тлении естества// Проблемы теологии.
Вып. 3: К 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа (1926 –
1992)/ Отв. ред. Д.И. Макаров. Екатеринбург, 2006. Вып. 3. Ч.1. С. 122 – 134.
15. О
полемике с антипаламитами в «Пяти словах о свете Фаворском» Феофана
Никейского// АДСВ. Екатеринбург: УрГУ, 2006. Т. 37. С. 329 – 341.
16. Some Problems of the Theology of the Divine Light
in the Mystical Treatise of Theophanes of Nicaea// Proceedings of the 21st International
Congress of Byzantine Studies (London, 21 – 26 August 2006). Abstracts of Papers. Ashgate,
2006 . V.III. P. 229-230.
17.
Учение св. Феофана Никейского о христологических основаниях обожения//
Христианская мысль. Киев, 2006. № III. С. 52 – 61.
18. Из
комментариев к поздневизантийским текстам// Проблемы теологии. Екатеринбург,
2007. Вып. 4. С. 114 – 141.
19.
Макаров Дмитрий. Через Свет Фаворский к божественной перихорезе: Основные
моменты богословия обожения св. Феофана Никейского// Символ. Париж – М., 2007.
№ 52. С. 117 – 138.
20. The Target of George Pachymeres’ Polemics in his
Treatise on the Holy Spirit// Scrinium. St Petersburg, 2008. T.4: Patrologia
Pacifica. Selected papers presented to the Western Pacific Rim Patristics
Society 3rd Annual Conference (Nagoya, Japan, September 29 – October 1, 2006)
and other patristic studies/ Ed. V. Baranov and B. Lourié. P. 235 – 248. [В 2009 г.
ожидается переиздание тт. 1 – 4 журнала Scrinium издательством Gorgias Press,
New Jersey, USA].
21.
Слава Божия или слава ангелов? Некоторые аспекты полемики об ангелах на третьем
этапе исихастских споров (Постановка проблемы)// . Сборник статей в
честь Владимира Васильевича Кучмы/ Отв. ред. С.Н. Малахов. Армавир, 2008. С. 71
– 94.
22.
Последний диспут свт. Григория Паламы// Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория
Паламы с философом Никифором Григорой. Философские и богословские аспекты
паламитских споров/ Пер. с древнегреч. Д.А. Поспелова; отв. ред. Д.С. Бирюков.
М.: Никея-букс; Святая Гора Афон, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская
философия. Т. 4). С. 7 – 15.
23.
Комментарии// Там же. С. 63 – 111 (совместно с Д.С. Бирюковым).
24.
Безмолвные странствия души: авторский миф в «Поэме о смерти» Л.П. Карсавина
(Идейные истоки и аспекты претворения)// Проблемы теологии. Выпуск 5. Материалы
5-й Международной богословской научно-практической конференции (16 мая 2008 г.,
Екатеринбург)/ Отв. ред. Д.И. Макаров. Екатеринбург: РГППУ, 2009. С. 53 – 94.
25. К
проблеме понимания Евхаристии Феофаном III, митрополитом Никейским// Вестник
Русской Христианской Гуманитарной Академии. СПб.: Изд-во РХГА, 2009. Т. 10.
Вып. 1. С. 53 – 61.
Конференции
Участвовал
в ряде международных, всероссийских и региональных научных, богословских и
научно-практических конференций, важнейшими из которых являются: ХХ
Международный конгресс византинистов (Париж, 19 – 25 августа 2001 г.); XXI
Международный конгресс византинистов (Лондон, 21 – 26 августа 2006 г.);
Международная конференция «Византийское богословие и традиции
религиозно-философской мысли в России» (СПб., Санкт-Петербургский гос.
университет, 26 – 30 сентября 2000 г.); XVII Всероссийская научная сессия
византинистов «Византия и Запад» (Москва, 27 – 28 мая 2004 г.); и др.
Поддерживает связи с коллегами из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Тюмени,
Принстона и других городов.
Принимал
также участие в подготовке книги: Исихазм. Аннотированная библиография/ Под
общей и научной ред. С.С. Хоружего. М., 2004.
Награжден
двумя Благословенными грамотами архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского
Викентия.
Под
руководством Д.И. Макарова проведены Третья – Шестая международные богословские
научно-практические конференции «Проблемы теологии» (Екатеринбург, РГППУ, 2006
– 2009 гг.), по материалам которых опубликованы тт. 3 – 5 периодического
издания «Проблемы теологии». В 2007 г. вместе с А.Г. Дунаевым читал лекции по
истории Исихастских споров в Византии XIV в. в Царицынском Православном
университете (Волгоград). В 2008 г. выступал оппонентом на защите докторской
диссертации В.М. Лурье «Трансформации аристотелевской «онтологии» в
византийских богословских дискуссиях VI – VII веков» (Санкт-Петербургский гос.
университет, 25 декабря 2008 г.).