Каждая
из этих концепций задает свои цели хода исторического процесса. У Листа – это
колониальная торговая империя, по видимому немецкая, за что Германия дважды
пыталась бороться, у Маркса-Ленина-Сталина – это построение коммунистического
мирового государства как истинно справедливого, у американцев – это построение
того же мирового государства, только по американскому типу и под американским
флагом.
Но
что объединяет все эти концепции, так это вера
в поступательное развитие человечества, в прогресс. Вне зависимости от
социальных, политических и экономических ориентиров все современные светские
ученые верят в то, что человек идет из глубины темных веков (где остаются и
«христианские темные века»), когда люди были полностью дикими и несчастными в
века всеобщего расцвета, счастья и благоденствия, или, как минимум к более
высокой культуре.
Это
является главной, фундаментальной, принципиальной основой осмысления исторического
процесса в современных исторических концепциях, а, значит и изменения
экономических отношений.
И
вот этот-то фундаментальный принцип, как думается, полностью противоположен
православному христианскому мировоззрению. Для нас, православных христиан очевидно,
что мир потерпел катастрофу в момент грехопадения, после этого мир умирает и деградирует
как духовно, так и физически. Пришествие Господа – Боговоплощение служило цели
призвания верных к спасению, а не к построению царства небесного на земле.
Более того, Господь прямо указывает, что итогом человеческой цивилизации станут
природные и социальные катаклизмы невиданные до этого (Мф. 24: 9-14, 29), когда
развращение людей достигнет предельной степени, когда уже почти нельзя будет
найти веру на земле, да и в физическом плане жизнь на земле станет практически
не возможной (Мк. 13:19), моря будут кипеть, а люди мучиться в тоске и унынии
(Лк. 21:25-26). То есть, никакого развития цивилизации нет и быть не может, а
общество всеобщего благоденствия на этой земле есть просто наивная утопия.
Однако,
кроме экономической есть еще и историческая периодизация. Называется она
историко-хронологическим подходом.
Здесь
выделяют семь законченных периодов исторического развития цивилизации: древний,
античный, средневековый, возрождения, просвещения, свободной конкуренции,
монополистической конкуренции, социального (рыночного) хозяйства. Хотя, как уже
было нами сказано, понятие «развитие» нельзя применять к православному
воззрению на судьбы мира и ход истории, однако попытаемся понять логику этой
периодизации.
Итак,
древний период идет с XXXIII по VIII века до
Рождества Христова. Считается, что в
это время произошло разделение труда и сформировались основные социальные
институты – семья, община, собственность, право, государство, религия.
По
сути, здесь мы видим все тот же модифицированный дарвинизм, теорию эволюции в
приложении к человеческому сообществу. Дескать, люди были сначала очень примитивными
и древними, но постепенно стали набираться уму разуму и создавать социальную
структуру и институты.
Следующий
этап – античный, его период с VIII века до Рождества Христова по V век по Рождестве Христовом. Здесь, как считается, появились ремесла, торговля,
частная собственность на землю и рабов.
На
самом деле все эти элементы, как мы говорили в прошлом году, мы видим еще в
древнем Израиле XI – X веков. Откуда же взяты эти даты?
Ответ
очевиден – это начало расцвета языческой греческой цивилизации, так, например,
в 776 г. До Р.Х. проводятся первые Олимпийские игры[1]. А все антихристиане –
ученые века XVIII - века Просвещения, когда
закладывается идеологический фундамент всей современной науки, питают особое
уважение к греческому язычеству в противовес христианству.
Почему
окончание античного этапа в V веке? Потому,
что в пятом веке по Рождестве Христовом прекращает свое существования Западная
Римская империя – 476 год. Следовательно, по мнению ученых-просветителей
закончился и мир античности. Не принимается во внимание то, что в это время
идет бурное развитие христианского наследника античности – Византийской
империи, ее как будто и не существует.
Далее идет третий этап – Средневековье,
с VI по середину
XV века. Считается, что в это время формируются все основные
европейские нации, растут самостоятельные города.
Почему
середина пятнадцатого века есть конец средневековья? В это время, в 1453 году
под ударами турок-османов прекращает свое существование Византийская империя.
Характерен
следующий этап – век Возрождения, с
середины XV по середину XVII веков. Чем он характеризуется? Это эпоха великих
географических открытий и первоначального накопления капиталов.
Возникает
вопрос, а возрождение чего? Ответ очень прост - возрождение античного научного
наследия но теперь в западноевропейском осмыслении.
Из
этой классификации уже видно, что православная Византия воспринимается авторами
как некий тормоз развития западной цивилизации.
Далее
идет этап Просвещения, с середины XVII до последней четверти XVIII века. Этот этап характеризуют территориальным разделом
мира.
Здесь
мы видим классификацию Фридриха Листа – начало Просвещения связано с революцией
в Англии и началом развития британского колониального империализма.
Но
здесь виден и американский подход – конец восемнадцатого века – это независимость
Соединенных Штатов, кроме этого это еще и Французская революция, закрепившая
внехристианский подход в научном познании.
Следующий
этап – Свободная конкуренция, с
последней четверти XVIII века по последнюю четверть XIX века. Считается, что это время промышленной
революции.
Этот
этап взят чисто от американцев. Дело в том, что «свободная конкуренция» в это
время характерна для США. В остальных странах применяется достаточно жесткое
государственное регулирование.
Далее
мы видим монополистическую конкуренцию,
период с последней четверти XIX века по
середину XX века. Считается, что в это время происходит концентрация
капиталов, борьба за экономический передел мира, что приводит к кризисам и двум
мировым войнам.
Наконец
последний период – это период
социального (рыночного) хозяйства – с середины XX века и по
наше время.
Это
период стабильности в развитых странах, развитие среднего социального слоя и
общества потребления. При этом полагается, что общество потребления,
стабильности и изобилия и есть долгожданная цель развития.
Как
видно из этой модели она предлагает в виде исторической цели все то же общество
всеобщего благоденствия, а все этапы есть восхождение человечества к этой цели.
При этом христианство в этой модели выступает как явный тормоз развития, причем
речь идет прежде всего о православном христианстве, ведь переход к эпохе
Возрождения идет через руины взятого мусульманами Константинополя. Среди
мировых стран в этой классификации учитывается только история Англии, Франции и
США – рубеж между Возрождением и Просвещением проходит через Английскую
революцию, переход к свободной конуренции – чисто американскому понятию
проходит через французскую революцию и образование США.
Приходится
признать, что для православного верующего данная классификация никак не может
быть приемлемой, так как она совершенно не учитывает и даже пытается
опровергнуть христианский взгляд на цель мировой истории и ее этапы. Каковы же
они?
Поговорим
о православном воззрении на ход исторического процесса.
Прежде
всего отметим, что православное воззрение не может не опираться на учение
Православной Церкви о причинах истории, ее основных этапах, ее конце. Целью истории
с точки зрения Православного верующего является сотериология – Спасение человечества
Господом Иисусом Христом, экклесиология – основание Православной Церкви
Спасителем и эсхатология – Второе Пришествие, Страшный Суд и дальнейшая судьба
мира и людей в вечном пакибытии.
С
точки зрения православного вероучения исторический процесс можно охарактеризовать
следующим образом.
Мир
имеет начало своего бытия в его сотворении Богом. При этом имеет место план
Божественного домостроительства, который не отменим ни при каких
обстоятельствах и который должен завершиться воцарением Царя мира – воплощенного
Сына Божия, Второй ипостаси Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа, мессии,
царству которого уже не будет окончания, оно будет вечно.
По
плану божественного домостроительства создаются подданные этого Царства – это,
во первых, ангелы Божии, а во вторых – человек, для бытия которого создается земной
мир в котором люди должны расплодиться, населить его и ждать прихода Царя – богочеловека
Господа Иисуса Христа.
Однако
люди имеют возможность выбирать то как им ожидать Царя – в единении с Богом или
в отторжении от Него. Первые люди выбирают отторжение, что проявляется в
грехопадении человека. С этого момента законы этого мира получают иной смысл,
они начинают действовать против людей, в мир входит смерть, умирать начинает
весь земной мир и вся дальнейшая его история, до вечного воцарения Господа Царя
по Втором Пришествии есть история агонии умирающего мира.
Однако
согрешившие и умирающие плотью люди не оставляются Богом. Царь мира, Сын Божий
приходит создать людям путь спасения и спасти их, происходит Боговоплощение.
Оно происходит не сразу, Бог готовит людей к Своему приходу в течении столетий
и тысячелетий. Наконец Бог воплощается и вочеловечивается, в течении тридцати
лет человеческой жизни Господь соделывает Спасение, а Сам, после своей Крестной
смерти по человечеству и Воскресении Возноситься на небо, где пребывает в
уготованной Ему от начала мира Славе одесную Отца. Он ждет, когда люди
добровольно изберут уготованное им спасение и последуют Ему в своем частном
крестном пути. Этот путь создан Им на земле и это есть жизнь человека в лоне
Святой Матери Церкви, которая имеет на земле свое выражение в церковной
иерархии, физических объектах – храмах и, наконец, в самом главном – Таинствах,
из которых Крещение, Миропомазание и Покаяние есть дверь вступления на путь ко
Христу, а Евхаристия – Причастие Тела и Крови Господа Иисуса Христа есть
истинное бытие с Ним и центр жизни Церкви и всех верных Иисусу Христу православных
христиан.
С
момента дня рождения Церкви – Пятидесятницы, которая есть нисшествие Святаго
Духа на апостолов, Церковь несет Свое служение в мире созывая всех людей в Себя.
Ради
этого Господь терпит течение времени человеческой истории не смотря на все
больший смертельный распад мира.
Окончание
истории этого мира – это окончание собирания чад Церкви в ее лоно и связано это
окончание со Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа во Славе, с небес,
в котором дела людей мира сего сгорят, все жившие от первого человека Адама и
Евы люди воскреснут на Страшный Суд, на котором дальнейшая судьба каждого определиться
в соответствии с его земной жизнью, а именно, был он верен Господу Иисусу Христу
даже и до смерти или же нет, после чего праведники войдут в вечное Небесное
Царствие Господа Иисуса Христа, а грешники во тьму кромешную. После этого
наступит новая история вечного Небесного Царствия, о которой мы не можем сейчас
ничего знать, кроме того, что мы не в состоянии представить тех благ, которых
Господь уготовал праведникам.
Таково
вкратце православное мировоззрение на историю этого мира, которое соответствует
учению Православной Церкви[2].
Отсюда
понятно, что попытка как то классифицировать известную нам историю этого мира,
а тем более выделить в ней этапы изменения экономических отношений может быть
произведена православным христианином только в рамках этого восприятия.
Поэтому,
для цели наших дальнейших встреч-бесед по экономике мы сформулируем модель
классификации исторического процесса и постараемся выделить в ней этапы
изменения экономических отношений.
Но
это будет сделано в рамках следующей темы.