Экономические отношения и их классификация
Этой
статьей начинается цикл бесед по экономике. Мы будем говорить о развитии
экономических отношений в их исторической перспективе.
Нашу
первую тему мы назовем так – «экономические отношения и их классификация».
Прежде
всего, определим что такое экономические отношения.
Экономические отношения – это
отношения между людьми, возникающие по поводу обмена продуктами, результатами
труда или оказания услуг осуществляемые на основе сравнительной оценки их относительной
ценности.
То
есть в основе экономических отношений лежит обмен благами в натуральном виде,
или в виде нематериальных услуг, или в виде денег, как формы отложенного потребления
товара или услуги. Следовательно, если имеет место обмен со сравнительной
оценкой ценности обмениваемого, то это экономические отношения.
Отметим,
что данное определение не может учесть абсолютно все варианты экономических
отношений, равно как и отсечь не экономические. Например, «покупка» Лией у
Рахили ночи мужа за мандрагоры своего сына (Быт.30:14-16) внешне напоминает
экономическую сделку, однако понятно, что это не так.
Пожертвование
как форма безвозмездной помощи к экономическим отношениям может быть отнесена
только если оно осуществляется в виде денег. Это обусловлено тем, что денежное
пожертвование не может быть потреблено получателем в денежном же виде, он
должен что-то купить на деньги, а это значит, что жертвуя деньги жертвователь
однозначно «обрекает» жертвополучателя на участие в экономических отношениях (поэтому
пожертвование «энной» суммы денег в храм, вне зависимости от цели пожертвования,
есть однозначно акт введения экономических отношений в сферу церковной жизни).
Исторически
мы можем выделить следующие виды человеческих отношений в их становлении и
развитии: семейные, хозяйственные, властные, экономические.
Рассмотрим
их подробнее.
1. Семейные отношения.
Это
отношения естественно вытекающие из родства людей между собой от их общих
предков – Адама и Евы. Эти отношения являются следствием сотворения человека: Быт.1:27 И сотворил Бог человека по образу
Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И
благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю …
Здесь
мы видим как отношения БРАКА между мужчиной и женщиной, так и отношения
БРАТСТВА, косвенно следующие из заповеди плодиться и размножаться и наполнять
землю, то есть подразумевается наличие родственников. Из этого мы можем
заключить, что семейные отношения не сводятся только к отношениям супругов.
Последнее есть Таинство Брака, проистекающее из Божиего благословения и
согласия супругов, тогда как первые – это отношения проистекающие из родства и
они регулируются степенями родства на основании обычаев.
Обратим
внимание на слова свт. Григория Нисского, который пишет, что человек – это есть
все человечество, во всем человечестве есть единый образ Божий и это человечество
– человек простирается от сотворения Адама до Страшного Суда[1]. Следовательно, по мысли
святителя Григория именно семейные отношения являются имманентно присущими
всему человечеству, а значит и каждому отдельному человеку.
После
сотворения человека и Заповеди плодиться и размножаться, обусловившей семейные
отношения мы видим возникновение хозяйственных отношений.
2. Хозяйственные отношения.
Расселение
людей по Земле – Быт.1:28 … и наполняйте
землю … должно было обеспечить ее возделывание – Быт.1:28 … и обладайте ею …, 2:5 …не было человека для возделывания
земли. Грехопадение не меняет задач человека в отношении земли, Адам высылается
из рая Быт.3:23 … чтобы возделывать
землю, из которой он взят.
Возделываемая
земля приносит урожай, который служит пищей человеку: Быт.3:17 … со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18
терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19 в
поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, … Тяготы
обработки проклятой за человека земли не мешают человеку получать избытки
продуктов и начать заниматься ремеслами.
Хозяйствуя
на земле люди начинают идти по пути разделения труда: например - Каин –
земледелец, а Авель – пастух (Быт. 4:2),
возникает основа для структурирования труда и обмена продуктами, то есть ведения
совместного хозяйства.
Однако
возникает и необходимость во властных отношениях.
3. Властные отношения.
Эти
отношения призваны упорядочивать деятельность живых существ выстраивая
иерархическое подчинение воли одного воле другого.
Господь
дает заповедь власти людям еще до грехопадения: Быт. 1:28 … и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами
небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. Власть человека
простирается на животный мир. Но и в отношениях между людьми вводится иерархия.
До
грехопадения мужчина и женщина хотя и равны как люди, однако роль жены определена
как помощница мужу – Быт. 2:18 …
сотворим ему помощника, соответственного ему. То есть здесь мы видим, что
дело мужа определено как главное, а жена помогает мужу в его деле.
После
грехопадения жена ставится Богом напрямую под власть мужа: Быт.3:16 … и он будет господствовать над тобою.
Властные
отношения находят свое применение в организации родственных и хозяйственных
отношений.
Итак,
три вида отношений устанавливаются Богом для людей до грехопадения – семейные,
хозяйственные и властные.
Экономические
отношения возникают уже после грехопадения, что позволяет говорить о них как о
временном физическом и духовном явлении, обусловленном грехопадением. При этом
наблюдаемое нами усложнение этих отношений по мере течения человеческой истории
позволяет увидеть следующую тенденцию. Усложнение экономических отношений ведет
ко все большему закабалению человеческих душ страстями, укрепляемых страстью
сребролюбия, эта страсть получает все более и более изощренное выражение в
общественных институтах, становится все более изощренной ловушкой для людей. Из
этого можно гипотетически предположить, что, возможно, экономические отношения
есть ни что иное как извращенный условиями павшего мира и павшей человеческой волей
некий механизм объединения людей, который, как и известный нам способ деторождения,
мог быть дан от Бога согрешившим людям для установления некоего подобия
единства в павшем человеческом роде, но который был людьми изменен в худшую сторону
и уже не подлежит «ремонту», а должен быть заменен, что и произойдет когда все
вдруг изменится при Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа.
4. Экономические отношения.
Как
мы выяснили из предыдущего условиями возникновения экономических отношений
являлось: во-первых, расселение людей по земле, следствием чего стало множественность
различных условий хозяйствования, во-вторых, множественность видов выращиваемого
и производимого, что создавало возможность обмена продуктов и изделий, в
третьих, возникновение сравнительной системы оценки ценностей обмениваемых продуктов
и услуг. О последнем мы подробно поговорим в разделе посвященном феномену
денег, пока же отметим, что речь идет именно об оценке ценности предмета или
услуги конкретным человеком и это оценка носит субъективный характер, то есть
она выражает ценность именно для этого конкретного человека, но при этом имеет
некое численное значение.
Первое
упоминание экономических отношений мы видим в Быт.17:12, когда Господь заповедает праотцу Аврааму обрезывать
купленного раба. Собственно первая сделка упоминается в главе Быт.23, где описывается покупка Авраамом
земли –поля у Ефрона сына Цохарова за сребро «искушено купцами» (церковнослав. текст), Быт.23:16.
Как
видим первые упоминания экономических отношений в Священном Писании связаны с
куплей-продажей, причем за деньги, что говорит о том, что уже во времена Авраама
(примерно II тыс. до Р.Х.) эти отношения
были развиты.
Любопытно,
что данные археологических исследований Малой Азии говорят о существовании
торговых отношений, базирующихся на сложной кредитно-денежной системе, между
городом Канишем (Юго-Восточная Турция) и Месопотамией (междуречье в совр. Иране
и Ираке)[2]. Подробнее смотри работу
автора «Образы экономических отношений в Священном Писании Ветхого и Нового
Завета» [3]. Археологи датируют
существование торгового Каниша началом второго тысячелетия до Рождества
Христова, то есть это времена праотца Авраама.
В
разделе, посвященном рассмотрению феномена денег (данный раздел располагается
позже) нами упоминается иудейская легенда о том, что деньги изобретены при царе
Нимроде после Вавилонского смешения языков как новый международный язык. Конечно,
не следует всецело доверять легендам, но сама по себе такая гипотеза весьма любопытна,
поскольку позволяет отнести возникновение экономических отношений к доавраамическим
временам и указать, с одной стороны на древность этих отношений, а с другой на
их обусловленность испорченностью воли людей после грехопадения.
Итак,
грехопадение все изменило. Люди обособились, стали смертны и были вынуждены
добывать себе пропитание тяжелым трудом, что означало возникновение неутоленных
потребностей. Вот здесь то и возникают экономические отношения. Человек что-то
производит, это производство отнимает у него время, силы, ресурсы. Поэтому
человек чрезвычайно ограничен в удовлетворении своих потребностей. Возникает
разделение труда, которое позволяет получить больше продукта. Затем возникают
обмены продуктами, а по мере их роста и увеличения разнообразия возникает
потребность в универсальном измерителе – деньгах.
Теперь
мы можем заключить, что экономические отношения явились как бы ответом
человечества на проклятие земли за человека Господом, на «кожаные ризы»,
которое наложил Господь на людей и которые ограничили возможности человеческого
общения. При этом эти отношения очень быстро приобрели страстный характер, что
поставило участников этих отношений в противление Богу.
Таким
образом, развитие экономических отношений в истории человечества – это грустная
летопись развития человеческих страстей и богоборчества.
Отметим,
что экономические отношения вместе с тем есть неотъемлемая часть человеческих
взаимоотношений после грехопадения, а потому без их рассмотрения невозможно
представить себе ход человеческой истории.
С
другой стороны, экономические отношения есть лишь часть отношений более высокого
порядка, а именно организации бытия человека на земле, поэтому их нельзя рассматривать
в отрыве от высших целей человеческой истории. Какие же это цели?
И
здесь мы сталкиваемся с тем, что цели человечества в ходе человеческой истории
трактуются по разному, в зависимости от того, во что верит человек.
Приведем,
в качестве примера, три наиболее известных модели понимания смысла человеческой
истории в контексте развития экономических отношений – это модель немецкого
экономиста и историка XIX века
Фридриха Листа, Марксистско-Ленинско-Сталинская модель и
институционально-технологическая модель. Потом мы рассмотрим еще и современную
историко-хронологическую модель, которая уже не касается непосредственно экономических
отношений[4].
Рассмотрим
три экономических модели.
В первой модели, немецкий экономист XIX века Фридрих Лист выделял пять стадий экономического
развития человечества:
Первая – стадия дикости, ее окончание он датировал примерно X тысячелетием до Рождества Христова. Обратим внимание,
что сама такая датировка носит характер опровержения церковного летоисчисления,
которое насчитывает семь тысяч лет от Сотворения мира. Лист полагал, что все
это время люди жили стадами и занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством.
Закончилась
эта стадия, по мнению Листа, переходом людей к оседлой жизни. Следует иметь в
виду, что как раз в то время, в которое жил Фридрих Лист возникла эволюционная
теория Чарльза Дарвина, поэтому концепция Листа была призвана «вписать»
дарвиновскую теорию в экономическую модель смысла истории.
Вторая стадия развития экономических отношений по Листу – это стадия пастушеская.
Ее длительность полагается им примерно с X по V тысячелетие до
Рождества Христова. Основной вид деятельности людей здесь – скотоводство,
земледелие ведется лишь как вспомогательная деятельность. Организация
человеческого общества на этой стадии – родо-племенная.
Третья стадия земледельческая. Ее длительность Фридрих Лист датирует с V тысячелетия до Рождества Христова, по середину XIII столетия после
Рождества Христова. Основным видом деятельности здесь он полагал земледелие,
жизнь людей, по преимуществу, оседлая, организация общества –
семейно-сословно-государственная. То есть уже выделяются сословия правителей,
воинов, земледельцев, ремесленников. Возникают государства, законы.
[1] Свт. Григорий Нисский. Антология святоотеческой мысли. «Об устроении человека», с.113
[2] История древнего Востока. Ч. 2. Передняя Азия.
Египет. М.: «Наука», 1988, c.30
- 255
[3] Пиличев А.В. Образы
экономических отношений в священном Писании Ветхого и Нового Завета, 2008 г., http.www.uralsky_missioner.ru.
[4] Березин И.С. Краткая история экономического развития: Учебное пособие. 2-е изд., доп. – М.: Издательство РДЛ, 2001. с.15